Михаил Цыганов
ДЖАКАРТА, 23 мая - РИА Новости. Индонезийская деревня Умбулхарджо, расположенная на склоне готового к извержению Мерапи, живет повседневной жизнью, не слишком "заморачиваясь" по поводу того, что самый активный на острове Ява вулкан выбросил рано утром 23 мая новое облако пепла, протянувшееся на расстояние до трех километров.
Выбросы газов и пепла из кратера - совершенно обычное дело, считает Беджо Мульо - староста деревни. "Ненормально - это когда Мерапи вообще перестает выбрасывать что бы то ни было", - считает он.
Центр вулканологии и снижения геологических рисков (ЦВСГР) Индонезии еще 12 апреля объявил на "огненной горе" вторую, предпоследнюю степень готовности к извержению. Данные электронных дистанционных измерений показали, что с февраля высота Мерапи увеличилась, что как раз и является точным признаком опасности.
К началу мая все говорило о том, что извержение неминуемо. Чувствительные инструменты показали наличие в склонах вулкана двух трещин, кратер Мерапи деформировали новые выбросы магмы, а поднимающийся из него столб белого пара вырос до 900 метров. Строго говоря, извержение уже началось, просто оно еще не приняло характер непосредственно угрожающего жизням людей катаклизма. К 10 мая на вершине вулкана скопилось уже 1,6 миллиона кубометров лавы. Иногда за один день высота Мерапи увеличивалась уже на несколько метров. Гигантский "гнойник" вот-вот грозил прорваться.
Однако живущий в деревне Кинареджо всего в шести километрах от кратера 79-летний Мариджан, которому местные жители верят намного больше, чем прогнозам ученых, оставался спокоен. Еще в 1982 году он был назначен султаном Джокьякарты на должность "хранителя Мерапи", получив почетный титул, а вместе с ним - и сверхъестественную способность видеть вулкан при помощи "третьего глаза".
"Мерапи остается спокоен, и мы здесь живем мирно", - говорил Мариджан, который считает, что извержение вулкана - процесс естественный, и так к этому и надо относиться.
Еще в апреле к Мерапи были переброшены сотни грузовиков и автобусов, в отдалении от него возвели временные лагеря для эвакуируемых и посты связи. Однако большинство местных жителей, сначала согласившихся переселиться в лагеря, быстро вернулось назад.
"Нам каждый день приходится ходить обратно к пяти часам утра, чтобы работать. А если мы не будем работать, то откуда возьмем деньги?" - объяснила 32-летняя Сингат.
Для того, чтобы действительно началась массовая эвакуация примерно 50 тысяч жителей склонов Мерапи, потребовался личный приезд вице-президента Индонезии Юсуфа Каллы. Он распорядился начать принудительное выселение первых пяти тысяч человек, живущих в непосредственной близости от кратера.
13 мая в связи с активизировавшимися выбросами "огненной горой" вулканического пепла специалисты объявили на вулкане высшую степень готовности. Рано утром 15 мая часть скопившейся на кратере и застывшей лавы обрушилась внутрь, выбросив облако раскаленного пепла. Но Мариджан продолжал оставаться дома,и его примеру следовали остальные окрестные жители. "Опасности нет", - твердил Мариджан.
19 мая он во главе нескольких сот жителей деревни Кембанг провел на вершине Мерапи традиционный ритуал: "огненной горе" были символически преподнесены пять сделанных из риса ее изображений.
Вопреки распространенным представлениям, главной угрозой для человека при извержении вулкана являются вовсе не выбросы лавы, а раскаленные облака пепла и газов, способные передвигаться со скоростью до 160 километров в час. Именно их жертвами и стали почти 70 человек, погибших во время извержения 1994 года.
"Небо тогда стало черным, а в воздухе прокатился гром", - вспоминает 50-летний Марьото, местный житель, потерявший в том извержении девятерых членов своей семьи. "Деревья загорались, и я понимал все, но не чувствовал ничего, кроме жара. Ужасного жара", - говорит Марьото, который, несмотря на пережитое 12 лет назад потрясение, на этот раз тоже не спешит эвакуироваться.
По данным на 22 мая, в растущем над кратером Мерапи новом куполе скопилось уже почти 2,5 миллиона кубометров лавы, и она продолжает прибывать. Вулканологи ежедневно регистрируют примерно 200 новых выбросов лавы.
Тем не менее, явно считаясь с раздражением эвакуированных, власти пошли на частичное снижение уровня опасности: высшая степень сохранилась лишь юго-западном и южном склонах, тогда как остальным позволили вернуться домой - как раз к последовавшему 23 мая новому выбросу облака пепла.
За годы жизни в зоне активной вулканической деятельности у индонезийцев сложились определенные обряды и даже своего рода отношения с "огненными горами". В Индонезии только активных вулканов 129 - бесспорный рекорд! Пепел удобряет поля, а вершины вулканов останавливают проносящиеся над тысячами островов крупнейшего архипелага мира облака, упорядочивая земледелие. Скопившаяся в кратерах вода, фильтруясь на склонах, дает начало бесчисленным родникам.
Именно благодаря вулканам плотность жителей расположенного в центре острова Ява округа Джокьякарта превышает две тысячи человек на квадратный километр: ведь на этом небольшом треугольнике земли снимают по два, а порой по три урожая риса в год.
Неудивительно, что яванцы издавна поклоняются "огненным горам" и живут с ними в своеобразном симбиозе, вновь и вновь восстанавливая после извержений свои деревни на старых местах. В округе Джокьякарта даже протянувшийся на пять километров дворец султана строго ориентирован на север, где вздымается на почти три тысячи метров конус Мерапи, название которого, кстати, так и переводится с яванского - "огненная гора".
Самое мощное в современной истории извержение этого вулкана в 1930 году погубило 1370 человек. Согласно одной из исторических гипотез, именно извержение Мерапи 1006 года сохранило построенный в VIII веке крупнейший на планете буддистский памятник Борободур. Засыпанный пеплом, он дошел до наших дней практически неповрежденным, и пока неизвестно, скольким жителям того времени стоило жизни это мощнейшее извержение.
Никто не знает, чем закончится для населения склонов Мерапи и для самого вулкана нынешняя активная фаза. Бесспорно одно: скопившиеся на вершине миллионы кубометров лавы никуда не денутся, и рано или поздно обрушатся в кратер.
"Когда новообразовавшиеся купола лавы не рушатся сразу, это напоминает бомбу с часовым механизмом", - считает глава Центра исследований и развития вулканологических технологий Антониус Ратдомопурбо. Но эти доводы пока не могут перевесить веру местных жителей в "третий глаз" хранителя вулкана Мариджана.