Зоя Клименко, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, - РИА Новости.
Референдум, о необходимости проведения которого так долго говорили черногорские власти, состоялся. Согласно предварительным данным, сторонники «суверенной и международно признанной Черногории» победили несколькими долями процента. Что, кстати, уже ставит под сомнение достоверность этих результатов, с учетом административного ресурса и статистической погрешности. Разве что ручной пересчет бюллетеней поможет, тем более что Черногория с ее шестисоттысячным населением (почти 200 тысяч из которого, согласно переписи 2003 г. - сербы) – не США и с этим можно управиться быстро.
Предварительные результаты черногорского референдума таковы. Независимость поддержали 55,4% или 219683 избирателей, пришедших на участки. За сохранение единого государства проголосовали 44,6% или 176515 человек. Пока не получены данные с 45 избирательных участков, где голосовали 25000 человек. Всего в референдуме участвовали 86,3% зарегистрированных избирателей. Недействительными оказались всего 0,87% бюллетеней, что говорит о тщательной разъяснительной работе предвыборных штабов. Сходные предварительные результаты показал и параллельный подсчет голосов, проведенный Центром мониторинга (ЦЕМИ). При этом наибольшее число сторонников независимости оказалось в населенных албанцами районах Черногории (от 79% и выше) и в Цетинье (более 86%). В Подгорице «за» голосовало, по предварительным данным, 53,8% избирателей. Во всех остальных городах – от 27 до 60 процентов. Причем меньше всего сторонников независимости там, где доля сербского населения в Черногории самая высокая (около 69%) – в Андриевице.
Для признания результата было необходимо, чтобы за него проголосовали 55% принявших участие в референдуме. Это предложение исходило от Европейского Союза и было принято обоими блоками. Сразу после обнародования предварительных результатов комиссар ЕС по вопросам внешней политики Хавьер Солана, кстати творец СиЧ, призвал Евросоюз уважать волю граждан Черногории. Чтобы обеспечить победу на референдуме, власти призвали участвовать в нем черногорцев, проживающих за пределами государственного содружества Сербии и Черногории. Многие из них отозвались и проголосовали за независимую Черногорию. Участие же черногорцев, проживающих за пределами республики в соседней Сербии и настроенных, в основном, в пользу сохранения общего с сербами государства, не помогло его сохранить.
Столь малый разрыв между сторонниками двух противоположных платформ может послужить поводом к оспариванию результатов референдума сторонниками единого с сербами государства. Однако, как показал опыт нескольких президентских выборов в Сербии после свержения С.Милошевича, попытки оспаривания их результатов сторонниками В.Коштуницы, который регулярно набирал большинство голосов, но не выигрывал из-за махинаций со списками избирателей, ни к чему не привели.
Как бы ни развивались дальше события, будем пока исходить из того, что Черногория отныне – независимое государство. Естественно, возникает вопрос о его жизнеспособности в современном мире, где царит жесткая конкуренция между участниками системы международных отношений. И здесь помимо экономических, Черногорию может поджидать ряд политических трудностей.
С одной стороны, отделение от Сербии позволит Черногории, последней из югославских республик, выйти из международной изоляции и тени Международного Трибунала по бывшей Югославии, в которой она находилась вместе с Сербией с 1999 г., когда против руководителей тогдашней СРЮ были выдвинуты обвинения в совершении военных преступлений. С тех пор СРЮ, а затем и СиЧ регулярно «склоняли» с трибун международных организаций за нежелание сотрудничать с Трибуналом и выполнять его требования выдать обвиняемых. Правда, возникает вопрос о трудоустройстве некоторых высокопоставленных чиновников СиЧ, происходящих из Черногории (президент государства, главы дипломатических представительств Содружества в ведущих столицах мира и т.п.). Их назначение стало результатом уступок со стороны властей Сербии для сохранения единого с черногорцами государства.
С другой стороны, поддержка албанскими избирателями черногорской независимости неизбежно будет предъявлена к оплате. Проходящие сейчас переговоры по определению статуса Косова неизбежно повлияют на позицию черногорских соплеменников косовских ирредентистов. Еще в начале 2004 г. выдвигались проекты создания особой албанской территориальной единицы в составе Черногории. Таким образом черногорские власти должны четко отдавать себе отчет, что с достижением независимости этот потенциальный очаг нестабильности может стать реальным, при том что средства воздействия на него для сохранения суверенитета и территориальной целостности у Черногории весьма ограничены. Следует учитывать и тенденцию сокращения численности черногорского населения в республике (в 1991 г. черногорцев было более 380 тысяч человек, а к 2004 г. – уже около 270 тысяч). Возникает вопрос и о статусе черногорских граждан, проживающих в Сербии, которые с отделением их родины станут иностранцами в своей стране. А это им вряд ли понравится.
Сразу после объявления предварительных результатов, президент Черногории Филипп Вуянович объявил о намерении присоединиться в программе НАТО «Партнерство ради мира» и продолжить переговоры с ЕС о стабилизации с перспективой вступить в Союз, чему ранее препятствовала невыдача Белградом генерала Ратко Младича. Независимость Черногории позволит НАТО расширить свое присутствие на Балканах теперь и на эту часть бывшей Югославии на законных основаниях, в то время как ранее на территории СРЮ ее контингенты находились только в Косове. Таким образом, Альянс начинает реализовывать то, чего не удало достичь в 1999 г., а именно оккупировать всю Югославию. Дополнительно достигается изоляция Сербии, причем как в географическом плане (от моря), что ставит крест на вековой мечте сербского государства, так и в политическом (она останется единственной страной на Балканах, до сил пор не выдавшей МТБЮ главных обвиняемых, что естественно будет использовано ее международными партнерами и далее для получения каких-либо преференций).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции