Рейтинг@Mail.ru
Уникальная находка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Уникальная находка

Читать ria.ru в
Дзен
Больше 10 лет московская патриархия не афишировала уникальную находку, и только недавно стало известно, что под алтарем московского Андроникова монастыря найдены останки гениального иконописца Андрея Рублева и его старшего соратника иконописца Даниила Черного. Молчание вполне объяснимо, великое имя требует великой ответственности.

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.

Больше 10 лет московская патриархия не афишировала уникальную находку, и только недавно стало известно, что под алтарем московского Андроникова монастыря найдены останки гениального иконописца Андрея Рублева и его старшего соратника иконописца Даниила Черного.

Молчание вполне объяснимо, великое имя требует великой ответственности.

Все началось еще в  1992 году, когда Андроников монастырь был передан русской православной церкви, и монахи во главе с настоятелем протоиреем Вячеславом Савиных начали разбирать завалы и восстанавливать разрушенный алтарь в Спасском соборе. В ходе работ наткнулись на камни древнего престольного основания, обычно здесь в святом месте хоронят церковных иерархов, вот почему решили углубить раскопки. И действительно в земле были обнаружены четыре погребения. По следам дорогого церковного облачения и другим признакам установили, что здесь похоронены первый настоятель монастыря  Андроник и три других игумена Савва, Александр и Ефрем.
Патриарх Алексий счел необходимым поклониться останкам и спускался в раскоп.

Казалось бы, точка поставлена, но работы шли медленно, и боковые стенки раскопа осыпались, обнажив пятое захоронение. Интуиция подсказала настоятелю, что тут возможны неожиданности. Вот почему для вскрытия он пригласил суперпрофессионала, судебного антрополога Сергея Никитина. Имя весьма известное среди профессионалов. Никитин много лет занимается реконструкцией облика человека по его черепу. Благодаря  мастерству Никитина, мы теперь знаем, как выглядели великий летописец Нестор, легендарная Софья Палеолог, Елена Глинская мать Ивана Грозного. В его ведении сегодня находятся погребения  главной усыпальницы древнего Кремля в Архангельском соборе.

Недавно Никитин подтвердил свой высший уровень - на международном съезде антропологов в Америке выполнил контрольную реконструкцию черепа и стал победителем. У американцев имелась фотография покойного. Реконструкция Никитина с максимальной точностью восстановила его лицо.

Так вот, спустившись в раскоп, Никитин совочком и кисточкой принялся расчищать погребение, где обнаружил не один, а два черепа, погребальную чашу для елея, крестики, сплетенные из кожи, такие же кожаные тапочки. Но вот что удивительно, это были останки простых монахов, одному из которых было около 50 лет, другому около 80. Но главное, это было перезахоронение!

По следам на черепе, эксперт установил, что те, кто решил перезахоронить останки двух монахов, не знали точного расположения гробов и острым щупом пробивали землю, чтобы наткнуться на кости. Вопрос - останки кого из числа обычных монахов могли спустя много лет после смерти, искать щупом в земле, чтобы затем торжественно перенести из могилы общего монастырского кладбища в алтарь?

Ответ только один - это Андрей Рублев и Даниил Черный.

По отрывочным сведениям оба иконописца были монахами именно этого монастыря, умерли примерно в одно время около 1430 года и были здесь же и похоронены.

В средние века иконописцев никак не выделяли из числа обычных монахов. Имя Андрея Рублева дошло до нас как чудесное исключение из правила. Сам факт, что его имя вообще сохранилось в истории, уже кажется невероятным.

Все дело в том, что монахи-иконописцы никогда не подписывали своих икон, такое  себялюбие просто не могло придти в голову человеку средних веков. Писание икон считалось родом молитвы, а не делом человеческого тщеславия. Только исключительной гениальностью мастера можно объяснить уникальный факт нескольких упоминаний Рублева в русских летописях.

Первое упоминание о нем зафиксировано в московской летописи за 1405 год, куда  летописец вписал  имена трех иконописцев, Андрея Рублева, Феофана Грека и Федора с Городца в связи с росписью кремлевского Благовещенского собора. По сегодняшним меркам это можно считать вершиной самой успешной карьеры, из сотен тогдашних иконописцев и нескольких школ иконописи, расписывать алтарь рядом с именитым греком,  было доверено,  всего лишь двоим. Через три года новое упоминание, – Рублев вместе с монахом Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире, главный тогдашний храм православия, где тогда находился сам патриарх. Наконец, еще один раз они оба  упомянуты через пятнадцать лет по совместной работе в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.  И вот вершина средневековой славы – слухи о том, что Рублев умер в 1430 году,  и похоронен на кладбище Андрониковского монастыря в Москве, иноком которого был в последние годы жизни.

Для того чтобы иконописцу заслужить всего лишь такой слух, надо было чем-то поразить современников.
Время было вовсе не для упоминаний частных лиц. На жизнь Андрея Рублева сошлось: нападение татар на Рязань, убийство послов хана Мамая в Нижнем Новгороде, Куликовская битва, набег на Москву хана Тохтамыша и ее полное разорение, война Рязани с Москвой, захват Смоленска литовцами, смерть Василия I, перенесение столицы Владимирского княжества в Москву, эпидемия чумы. В это же время братья ван Эйк расписывают Гентский алтарь – апофеоз  средних веков Европы,  и только один современник Эйков Андрей Рублев сумел стать выше братьев в понимании алтарной живописи, сделав икону основой  гармонии православного мира.

Но прошло еще не меньше трехсот лет, прежде чем в середине XIX века это имя удалось соединить с конкретными работами и идентифицировать главный шедевр Рублева,  да и вообще одну из святынь мирового искусства «Троицу». Сегодня знатокам удалось  хотя бы подсчитать количество его работ, а их едва ли больше десяти.… Семь икон из иконостаса в Кремле, часть уцелевших фресок во Владимире, три изувеченных иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» из монастыря под Звенигородом и легендарная «Троица» в соборе Троице-Сергиевой Лавры. Только последняя икона уцелела без утрат. Иконами в Звенигороде накрывали бочки с квашеною капустой, а одна из икон служила ступенькой в лестнице. И это варварство творилось верующими прихожанами.
В таком же небрежении оказались и могилы Рублева и Даниила Черного. Но! Но уже в рукописном сборнике постриженика Ионы из Ярославля была обнаружена запись о том, что святые мощи Андрея и Даниила почивают в Андрониковом монастыре под старою колокольней, которая разорена и место ее сравнялось с землею, по которой ходят люди и оскорбляют память святых.

Из этой записи следует, что спустя триста лет значение Рублева было уже осознано. Именно это чувство и подвигло монахов искать святые останки в конце 18 века, когда снесли старую колокольню. Пробивая щупом землю в указанном месте, монахи нашли могилы монахов Андрея и Даниила и торжественно перезахоронили иконописцев в основании алтаря среди  игуменов. Наверняка об этом была сделана запись в документах монастыря, но в дни нашествия Наполеона монастырь горел и весь архив погиб.

Обнаружение в наши дни останков Рублева это чудо!

Даже могила Леонардо да Винчи утеряна, хотя он был похоронен на элитном кладбище в королевском замке Кло Люсе. Причем Леонардо скончался 2 мая 1519 года на руках самого Франциска I. И хоронили его в присутствии двора.

Андрей Рублев столп русского духовного средневековья, его иконы никому за последние пятьсот лет не удалось превзойти ни по живописному мастерству, ни по духовному умилению молчаливой молитвы, ни по обожанию Христа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала