Интервью заместителя министра иностранных дел РФ Александра Грушко в связи с предстоящим саммитом Россия - ЕС в Сочи 25 мая.
- В 2007 году истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС. Имеются ли у сторон уже какие-то рабочие варианты решения этой проблемы и насколько возможно принятие нового документа, заменяющего СПС? когда стороны намерены приступить к предметным переговорам по этому вопросу?
- Активная предметная работа над решением этого вопроса идет с осени прошлого года. На саммите Россия-ЕС в Лондоне 4 октября 2005 г. была достигнута принципиальная договоренность о начале экспертного диалога с ЕС по форме и содержанию нашей обновленной договорно-правовой базы.
Большой вклад в этот процесс уже внесли и российские научные круги, активно подключившиеся к обсуждению этого вопроса и представившие целый ряд очень интересных предложений. Состоявшиеся в Москве в декабре прошлого года и в Вене в марте с.г. научно-практические конференции дали, по сути, старт диалогу по содержанию будущего соглашения и с экспертным сообществом Евросоюза.
Ожидаем, что предстоящий саммит Россия-ЕС в Сочи даст импульс переходу к предметным экспертным переговорам по этой проблематике. Рассчитываем на то, что Еврокомиссия в ближайшее время получит у Совета ЕС соответствующий мандат.
Как представляется, на сегодняшний день нам удалось выработать с нашими партнерами в ЕС близкую позицию по базовому подходу к будущему соглашению. Видим его как юридически обязывающий, политически весомый и ориентированный в будущее документ. Он, по нашему мнению, должен предусматривать планомерное развитие системы секторальных соглашений, способной обеспечить необходимую гибкость отраслевому взаимодействию России и ЕС в целом.
Предстоит еще выработать общее понимание структуры нового договора. Будущее соглашение призвано также юридически закрепить новые направления сотрудничества, не обозначенные в СПС и намеченные "дорожными картами", т.е. охватывать сферы внешней и внутренней безопасности, культуры, науки и технологий. Кроме того, у нас есть и области, которые не нашли должного отражения в СПС и не упоминаются в "дорожных картах". В этом документе важно также закрепить механизмы взаимодействия - структуру совместных органов Россия-ЕС.
- Как ожидается в ходе саммита Россия-ЕС 25 мая 2006 г. будут подписаны соглашения о реадмиссии и облегчении визового режима между Россией и ЕС. Когда планируется вступление в силу документов? Как Россия планирует осуществлять сотрудничество с европейскими агентствами, включая Европол и Евроюст, в реализации соглашений?
- Подготовка к подписанию с Европейским сообществом соглашений об упрощении выдачи виз и о реадмиссии идет полным ходом. Как известно, президент Российской Федерации издал соответствующие распоряжения еще 27 марта с.г., и теперь мы ожидаем формального окончания необходимых процедур со стороны ЕС. По нашим предварительным расчетам, если подписание состоится в Сочи, оба соглашения могут вступить в силу еще до конца текущего года. Надеемся, что так оно и будет, ничто не помешает достижению этой важной для граждан России и Евросоюза цели.
Наша страна нацелена на скорейший запуск механизмов реализации обоих соглашений, для чего необходимо налаживание практических связей между специалистами компетентных органов обеих сторон. Реализовывать их положения предстоит компетентным ведомствам России и государств-членов ЕС, так что о привлечении международных агентств речи пока не идет. Предстоит заключить исполнительные протоколы с каждым государством-участником Соглашения со стороны ЕС. Консультации на этот счет уже начались. Вместе с тем, мы намерены последовательно развивать сотрудничество с Европолом и Евроюстом с учетом их компетенций.
- Сложности подготовки соглашения о реадмиссии для России были связаны с необходимостью укрепления режима границ России с другими странами, в частности, государствами СНГ, а также отработкой, в том числе миграционного законодательства. Удалось ли России решить эти проблемы? Существует ли опасность, что после вступления в действие соглашения о реадмиссии с ЕС Россия будет вынуждена принимать всех нелегальных мигрантов, высылаемых из Европы, в том числе и не россиян, но въезжавших в ЕС чрез Россию?
- Реадмиссия - один из важнейших инструментов противодействия нелегальной миграции. Чем шире сеть участвующих в реадмиссионном сотрудничестве государств, тем выше его эффективность. Исходя из этого, Россия уделяет первостепенное внимание как миграционному укреплению собственных рубежей, а это непростой и длительный процесс, так и налаживанию реадмиссионных связей. В последнее время активизирована работа по выработке соглашений о реадмиссии со странами - основными "поставщиками" нелегальных мигрантов и государствами - участниками СНГ. В 2005- начале 2006 гг. состоялись переговоры по реадмиссионной проблематике с делегациями Казахстана, Украины, КНДР, Турции, Вьетнама, Индии, Ирана, Киргизии и Ливана.
Нет никаких оснований опасаться, что реадмиссионное соглашение с ЕС превратит нашу страну в сборный пункт мигрантов. Напротив, основания для реадмиссии теперь четко прописаны и подлежат тщательной проверке. В то же время, Россия, как ответственный участник международных отношений, должна неукоснительно выполнять свои обязательства по принятию лиц, незаконно проникших с ее территории в государства, охваченные соглашением. Замечу, что и Евросоюз работает над развитием системы реадмиссионных соглашений с "третьими странами".
Что касается непосредственно данного соглашения, то первые три года после вступления в силу мы будем обязаны принимать в порядке реадмисии исключительно россиян или же граждан государств, с которыми у нас имеются соглашения о реадмиссии. Этот переходный период достаточен для надежного укрепления наших границ, которое в принципе свело бы к минимуму количество нелегальных мигрантов, попадающих в Россию, в том числе с целью транзита в третьи страны.
- Будут ли на саммите в Сочи обсуждаться аспекты сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере, в частности, в газовой отрасли? Насколько сложным представляется российской стороне обсуждение данного вопроса?
- Наше сотрудничество с ЕС в энергетической области в силу целого ряда объективных причин является ключевой составляющей наших отношений. Поэтому этот вопрос, конечно же, значится в повестке дня предстоящего саммита.
Не надо быть экспертом, чтобы заметить как в последние годы возросла актуальность этого вопроса. Запущенный еще в 2000 г. энергетический диалог между Россией и ЕС представляет собой одно из наиболее продвинутых направлений нашего взаимодействия в экономической сфере. Хочу при этом ответить, что наше сотрудничество в энергетике далеко не ограничивается только газовой или нефтяной составляющими. Вопрос на самом деле гораздо шире - здесь и проблематика, связанная с устойчивостью, надежностью и непрерывностью производства, распределения, транспортировки и использования энергии, и энергетическая эффективность, и энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, и атомная энергетика, и сближение энергетических стратегий и энергосистем, а в перспективе - синхронизация и объединение электроэнергетических сетей.
Возвращаясь к существу вопроса, хотел бы подчеркнуть, что наше географическое соседство, сложившаяся в России трубопроводная инфраструктура, растущий спрос в ЕС на "чистые" источники энергии объективно делают нас естественными партнерами в газовой сфере на многие десятилетия. Считаем, что наше сотрудничество в газовой области идет успешно: согласно намеченному плану реализуется проект строительства газопровода Ямал-Европа, дан успешный старт другому важнейшему проекту - Североевропейскому газопроводу, соглашение о строительстве которого было подписано в сентябре 2005 г.
Думаю, что все имеющиеся озабоченности, без которых в столь важной и затрагивающей базовые вопросы функционирования экономики области сложно обойтись, не являются непреодолимыми. Однако мы готовы к открытому диалогу по всем спорным вопросам. Главное - чтобы этот диалог был лишен ненужной политической окраски, основывался на принципах недискриминации, приверженности правилами рыночной экономики и уважении законных интересов всех участников сотрудничества. Другими словами, мы за то, чтобы практическими мерами гарантировать реализацию формулы "стабильность спроса - стабильность поставок", которая и должна определять существо наших отношений с ЕС в этой области.
- В каком ключе будет обсуждаться международная проблематика, в частности иранская ядерная проблематика, а также ситуация вокруг нового руководства Палестины, по которой у России и ЕС разные подходы?
- В ходе предстоящего саммита состоится обсуждение актуальных международных вопросов и проблем безопасности, в том числе и иранской ядерной программы, по которой мы ведем плотный диалог с европейской "тройкой" (Великобритания, Германия и Франция). Ожидаем, что предстоящая встреча на высшем уровне даст дополнительный импульс сотрудничеству Россия-Евросоюз в области внешней и внутренней безопасности, границы между которыми становятся все более условными. В этой связи все более насущной для России и ЕС становится задача скоординированного отражения новых угроз и вызовов безопасности, противодействия расширению в мире конфликтного пространства. Именно исходя из этой философии, Россия и Евросоюз взаимодействуют в качестве посредников в рамках "квартета", стремясь содействовать разрешению ближневосточного конфликта.
Что касается правительства ХАМАС, то тут Россия и ЕС выступают с единых позиций, согласованных на министерском заседании "квартета" 9 мая с.г. в Нью-Йорке. Наша общая цель - вывести новое правительство ПНА на принятие известных требований международного сообщества - признать Израиль и ранее заключенные с ним соглашения, а также отказаться от насилия как средства достижения своих политических целей. Одновременно мы выступаем за продолжение диалога с новыми палестинским правительством и оказание помощи палестинцам.
- Какие другие темы будут в ходе предстоящей встречи на высшем уровне?
- Есть понимание, что, помимо уже затронутых тем, лидеры России и ЕС обсудят ход реализации "Дорожных карт" по четырем общим пространствам Россия-ЕС, выполнение Евросоюзом Совместного заявления Россия-ЕС о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, принятого 27 апреля 2004 г. в Люксембурге, а также ряд международных вопросов, представляющих взаимный интерес.