В финал конкурса лучших российских вузов в рамках национального проекта "Образование" вышли 28 учебных заведений.
Выбор финалистов осуществлялся специальной комиссией по отбору инновационных вузов, в которой примерно в равном количестве представлены научное сообщество, российский бизнес и государственные органы. "В ходе заседания были обсуждены заявки 197 вузов и определены 28 финалистов конкурса", - сообщили в пресс-службе министерства образования и науки РФ.
19 мая после детального анализа конкурсных заявок финалистов определятся 17 победителей конкурса, которые смогут претендовать на финансирование в объеме от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей в 2006-2007 годах на реализацию своих инновационных образовательных программ. Общий объем финансирования образовательных программ победителей данного конкурса, проходящего в рамках нацпроекта "Образование", составит 10 миллиардов рублей. Заявку на максимальную сумму гранта (1 млрд руб.) подали лишь МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет.
Справка. В финал конкурса вышли девять московских вузов: Государственный университет – Высшая школа экономики, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Московский авиационный институт, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет) и Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
Центральный федеральный округ представлен также Воронежским государственным университетом.
Пальму первенства по Северо-Западному федеральному округу держит Санкт-Петербург. Среди прошедших в финал учебных заведений пять питерских вузов: Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова (Ленина) и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
Право участвовать в финальном этапе конкурса заслужили шесть вузов Сибири. Это Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет, Алтайский государственный университет.
Приволжский федеральный округ представлен Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева, Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, Пермским государственным университетом и Самарским государственным аэрокосмическим университетом им. академика С.П. Королева.
Из Южного федерального округа на заключительный этап конкурса прошли Кубанский государственный аграрный университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет, с Дальнего Востока – Дальневосточный государственный университет.
Уже сейчас эксперты утверждают, что результаты конкурса станут первым рейтингом ведущих вузов, основанным на оценке бизнеса. "Это пока не рейтинги, но очевидная работа в направлении их создания,– пояснил "Коммерсанту" глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. – Мы стараемся обозначить вузы, которые считаем нужным поддерживать".
Издание сообщает, что в состав жюри наряду с чиновниками министерства и учеными вошли представители крупнейших российских корпораций – ОАО "Российские железные дороги", "Интерроса", "Газпрома", РАО ЕЭС, "Северстали" и "Базового элемента", IBS. Своих представителей в жюри делегировали РСПП и "Деловая Россия".
Неожиданностей конкурс не принес, отмечает "Коммерсантъ". В перечень элиты не попал разве что МГИМО. Решение комиссии удивило администрацию вуза. "Наверное, конкурс поощряет не столько лучших, сколько тех, кому деньги нужнее", – предположил проректор университета Валерий Воробьев. Тем не менее МГИМО может поучаствовать в следующем конкурсе: в октябре 2006 года стартует программа отбора "инновационных вузов 2007-2008" (трехлетний объем финансирования составит 30 млрд руб.).
Члены жюри объясняют отсутствие в финальном списке финалистов некоторых крупных вузов (того же МГИМО) жесткими критериями отбора: оценивался не столько общий потенциал претендента (то есть брэнд вуза), сколько качество представленной на конкурс инновационной программы.
Что такое инновационное образование?
Суть инновационного образования можно выразить фразой: "Не догонять прошлое, а создавать будущее". В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное, отмечает Интернет-портал "Приоритетные национальные проекты". Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Подробнее на сайте www.rost.ru.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников