Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.
Россия нуждается в иммигрантах. Страна испытывает демографический кризис, население несколько лет подряд сокращается в среднем на 700 тысяч человек в год. Демографическая тема стала одной из центральных в недавнем Послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию. Президент считает, что одной из мер, направленных на преодоление демографического кризиса, наряду со снижением смертности и повышением рождаемости, должна стать продуманная миграционная политика, привлекающая в страну образованных, культурных людей, уважающих российские традиции.
Демографического пика Россия достигла в 1992 году, когда здесь проживало 148,7 миллионов человек, в настоящее время число жителей снизилось до 142 с половиной миллионов. Как утверждают демографы, даже если смертность в России будет падать, а рождаемость расти, то к 2025 году здесь будет жить только 128,8 миллионов человек. Прогноз на 2050 год – 100 миллионов. Как заявил Владимир Путин на недавней встрече с журналистами, в таком случае Россию будет просто некому охранять.
Сокращение населения, особенно трудоспособного (по статистике, российские мужчины в среднем живут только 58 лет), стало одной из причин миграции в Россию выходцев из других стран. По разным оценкам, количество иммигрантов в стране составляет от 5 до 15 миллионов человек. В основном это граждане бывших советских республик, за исключением стран Балтии, которые вступили в Европейский Союз и держат твердый курс на запад, и Туркмении, где зарубежная миграция не поощряется властями. В российской прессе уже несколько лет фигурируют данные об одном миллионе китайских иммигрантов, однако независимые исследователи полагают, что эта цифра сильно занижена. Между тем, надежной статистики пока нет: подавляющее большинство приезжих благодаря либеральной правоприменительной практике находятся в России полулегально.
По приблизительным оценкам Российской Академии наук (РАН), в России работает миллион приезжих из Украины и Азербайджана, пятьсот тысяч из Таджикистана, почти четыреста тысяч из Узбекистана, триста тысяч из Киргизии и приблизительно столько же из Армении. Этих людей не надо путать с этническими киргизами и армянами, имеющими российское гражданство, которых в стране еще больше. По словам председателя Союза армян России Ары Абрамяна, российское гражданство имеют приблизительно 2,5 миллиона армян, а к 2050 году, по его прогнозу, их станет 10 миллионов.
Относительно скромное присутствие в России выходцев из Молдавии, Грузии и Казахстана – 154 тысячи, 117 тысяч и 50 тысяч соответственно – объясняется небольшой численностью населения этих стран. Знание русского языка и культуры, память об общем историческом прошлом позволяют приезжим из бывших республик СССР относительно легко адаптироваться к российским условиям и занимать в них свою нишу. По оценкам все той же РАН, их трансферты из России на родину достигают 3,67 млрд. долларов в год. Данные Министерства внутренних еще внушительнее: здесь считают, что приезжие из «ближнего зарубежья» ежегодно вывозят из страны 13 – 15 млрд. долларов.
Каковы основные проблемы, связанные с иммиграцией? Кроме того, что она в основном осуществляется полулегально, в ряде регионов, в Москве, Санкт-Петербурге, на юге страны периодически возникают трения на межнациональной почве. Коренные жители возмущаются, когда видят, что разбогатевшие мигранты скупают лучшие земли, занимают ключевые места в торговле, обслуживают евроазиатский наркотрафик или создают этнические преступные группировки. На таких противоречиях пытаются играть политики-националисты. Однако острой конкуренции за рабочие места между коренным населением и мигрантами, которые в основной своей массе заняты в строительстве, на сезонных сельскохозяйственных и других тяжелых и малооплачиваемых работах пока нет.
Сегодня государство ставит перед собой задачу организовать мониторинг движения иммиграционных потоков, упростить и отладить процедуру регистрации и выдачи разрешений на работу. Вероятно, только после этого можно будет определить реальную потребность России в зарубежной рабочей силе и специалистах, сформулировать государственный «иммиграционный заказ».
Главное ведомство, занимающееся проблемами иммигрантов в стране – Федеральная миграционная служба (ФМС). Она готовит поправки в действующее миграционное законодательство, направленные на легализацию миграции. Поскольку задача мониторинга сейчас главная, то процедуру легализации планируется максимально упростить. «Приезжающему на заработки надо будет лишь получить разрешение на работу в территориальном органе миграционной службы и зарегистрироваться в уведомительном порядке», – говорит руководитель пресс-службы ФМС Константин Полторанин. По оценкам российских чиновников, благодаря новым правилам процедура регистрации сократится с сегодняшних 5 – 6 месяцев до 10 – 12 дней и в значительной степени снимет проблему коррупции, возникающую в связи с бюрократическими барьерами.
Государство намерено взять рынок иностранной рабочей силы в России под контроль и перестроить его в соответствии со своими потребностями. До сих пор оформлением регистрации для приезжих занимались полуподпольные фирмы с многомиллионными оборотами. В прошлом году в Москве ликвидировали одну такую организацию, которая за несколько лет снабдила поддельными документами около 8 миллионов нелегальных мигрантов.
Российские власти намерены сами регулировать потоки рабочей силы: привлекать тех, в ком в российских регионах есть потребность, и отсекать лишнюю обузу. Депутат Государственной думы Анатолий Семенченко полагает, что крупные мегаполисы необходимо срочно «разгрузить» от гастарбайтеров, зато во многих малых городах без них не обойтись. Кроме того, отдельной темой должны стать условия жизни приезжающих на заработки – никаких стандартов здесь пока нет.
В целом проблема иммиграции для России оказалась новой и неожиданной. Вряд ли ее удастся целиком решить только законодательными мерами. Потребуется участие местных властей и гражданского общества, потребуется время, для того чтобы привыкнуть к постоянным миграционным потокам. Однако решать проблему обязательно придется – Россия стала привлекательной страной для иммиграции и это надолго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции