В понедельник в Сан-Франциско открылся Архиерейский Собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которому предстоит принять каноническое решение о преодолении разделения с Русской Православной Церковью.
Как ожидается, архиереи примут Акт о каноническом общении, к чему ранее своих архипастырей призвали делегаты IV Всезарубежного Собора, проходившего в Сан-Франциско 6-14 мая.
Всезарубежный Собор с участием клира и мирян из всех епархий РПЦЗ был созван впервые с 1974 года специально для рассмотрения вопроса о дальнейших отношениях с Церковью в Отечестве. "Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями во Отечестве и за рубежом. Нашей Пасхальной радости сопутствует великая надежда, что в благоприятное для сего время будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши", - сказано в резолюции Всезарубежного Собора.
Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр в интервью РИА Новости выразил надежду, что архиереи РПЦЗ "поддержат эту резолюцию" и евхаристическое общение с Московским патриархатом будет восстановлено. "Думаю, Архиерейский собор будет прислушиваться к мнению делегатов Всезарубежного Собора, клириков и мирян. Мы стараемся сохранять единство", - сказал митрополит Лавр.
Cпециалисты полагают, что даже если решение о преодолении разделения будет принято, то полного восстановления отношений двух частей русской православной церкви все равно не произойдет, отмечает радио "Маяк". Так, заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что если иерархи РПЦЗ "воспользуются формально предоставленными полномочиями и завершат интеграцию уже в ближайшее время, то у несогласных появится моральное право хлопнуть дверью, отказавшись следовать за своими пастырями". По мнению политолога, противники объединения могут примкнуть к сторонникам бывшего главы РПЦЗ митрополита Виталия, к "катакомбной" пастве недавно почившего архиепископа Лазаря, а то и в Суздаль к "автономникам" — то есть к приверженцам Валентина Русанцова, который еще в перестроечные годы был поставлен "зарубежниками" в епископы, а потом ими же разжалован. Именно поэтому, по его мнению, "следует воздержаться от однозначных оценок состоявшегося Собора – как оптимистических, так и тревожных".
О том, что несмотря на решение Всезарубежного Собора РПЦЗ объединяться с РПЦ противоречия между ними не разрешились, пишет и "Газета".
По мнению издания, принятие Акта о каноническом общении может как сделать Русскую церковь единой, так и привести к дроблению зарубежной. "Газета" обращает внимание на то, что до сих пор не разрешены некоторые противоречия с Русской Православной Церковью, в частности, касающиеся участия Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей - руководящего органа экуменического движения. Об этом упоминается и в резолюции. "Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна", - отмечается в документе.
Еще один предмет, вызывающий споры в церковной среде – это так называемое "сергианство", то есть сотрудничество с властью в советские годы. О том, что РПЦ следует покаяться в проявлении лояльности к безбожным властям, заявил, в частности, епископ Манхэттенский Гавриил. В Московской патриархии эти слова вызвали огорчение. Об этом "Эху Москвы" рассказал протоиерей Николай Балашов. По словам Балашова, все, что сказал епископ Гавриил – это лишь его личное мнение. Восстановление единства русской православной церкви, по словам протоиерея, отвечает самым горячим и искренним желаниям верующего православного народа как в России, так и за рубежом. В то же время, Балашов считает, что эти заявления никоим образом не скажутся на процессе воссоединения РПЦ и РПЦЗ.
Компромисс
Из текста резолюции следует, что зарубежная православная церковь видит себя "самоуправляемой частью поместной Русской церкви". "Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга", - пишет по этому поводу "Газета".
Достигнутый вариант объединения, по мнению директора Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николая Митрохина, оказался компромиссным. С одной стороны, РПЦЗ не попадает под административный контроль Москвы, с другой – Московский Патриархат может чувствовать себя объединителем церквей. Таким образом, в ближайшие годы стороны действительно будут общаться на равных. Вместе с тем, эта ситуация вряд ли сохраниться надолго. По мнению Митрохина, стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10-15 лет, а после этого возможны разные сценарии: произойдет либо спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ. "Приходы ориентированные на Москву, постепенно откажутся от автономии, но кто-то захочет отколоться и перейти в Константинопольский патриархат или в Американскую православную церковь", – говорит Митрохин.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, полагают, что будущее РПЦЗ было более или менее ясно все последние годы: часть ее должна была воссоединиться с Церковью в Отечестве, а другая, к сожалению,- деградировать в секту. Специалисты отмечают, что уход какой-либо части членов РПЦЗ в ту или иную раскольничью группировку был неизбежен, однако голосование на Соборе показало, что таких людей не много.
Так или иначе, даже если сделан лишь первый шаг к объединению - после длительного раскола - это уже победа. "Для нас это очень важное событие - восстановление церковного единства. Мы убеждены, что оно важно и в национальном масштабе, оно важно в жизни народа. Это точка в гражданской войне и знак духовного преодоления революционной разрухи", - утверждает Балашов.
Справка. Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло вследствие революции и гражданской войны в России в 20-х годах прошлого века. Тогда часть иерархов, оказавшихся в эмиграции, отказалась подчиняться РПЦ, считая его несвободным в своих решениях в условиях гонений на церковь в большевистской России.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников