18-19 мая в Страсбурге пройдет 116-я сессия Комитета министров Совета Европы (КМСЕ). Что можно было бы сказать об этом мероприятии?
- В ходе 116-й сессии Комитета министров Совета Европы - главного органа этой Организации - состоится передача председательства в КМСЕ от Румынии к Российской Федерации с возложением обязанностей председателя в период с 19 мая по 15 ноября 2006 г. на Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова.
Ожидается, что на сессии будет представлено значительное число руководителей внешнеполитических ведомств стран-членов Совета Европы, которые обсудят актуальные вопросы деятельности этой Организации. У С.В.Лаврова запланировано проведение ряда бесед с руководителями Совета Европы и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), встреч с некоторыми министрами иностранных дел стран-членов СЕ, а также выступление в Комитете по международным делам Европарламента.
Одним из центральных пунктов сессии станет выступление главы МИД России с изложением приоритетов российского председательства в КМСЕ. Можно констатировать повышенное внимание наших европейских партнеров к новой роли России в Совете Европы, российским подходам к задачам председательства, и в целом - нашему видению будущего Совета Европы.
Какое значение придают в Москве переходу председательства в КМСЕ к нашей стране?
- Предстоящее председательство России в КМСЕ - исключительное событие, имеющее существенную внешнеполитическую и внутриполитическую значимость. Впервые наша страна возглавит одну из наиболее крупных и влиятельных международных организаций, объединяющую 46 государств Европы. Несомненно, это будет способствовать закреплению авторитета России не только в Совете Европы, но и в мире в целом.
Выполнение функций председательства - почетная, но одновременно ответственная и трудная задача. Для ее успешного претворения проделана большая работа. С января с.г. действует Организационный комитет по подготовке и обеспечению российского председательства во главе с заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.Ю.Сурковым. Разработана солидная программа российского председательства, в которой задействованы Федеральное Собрание, многие федеральные ведомства и организации. Головную роль выполняет МИД России, на который возложены координирующие функции, в т.ч. в рамках Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы (возглавляемой С.В.Лавровым).
В чем, на Ваш взгляд, видятся главные ориентиры российского председательства на предстоящий период и основная роль СЕ на современном этапе?
- Главная цель нашего председательства - на деле доказать, что Россия по праву "встала за штурвал" Совета Европы. За 10 лет, прошедших после вступления в 1996 г. Российской Федерации в СЕ, в значительной мере при использовании опыта и содействия этой Организации было усовершенствовано законодательство нашей страны, модернизирована ее судебная система и правоприменительная практика. Все это делается для граждан России - обеспечения их прав, укрепления верховенства закона и развития эффективных форм демократии.
Российское руководство решительно настроено и далее проводить курс на интеграцию нашей страны в общеевропейское правовое пространство, в т.ч. путем присоединения к наиболее актуальным конвенциям СЕ. Недавно ратифицирована Конвенция о предупреждении терроризма, идет процесс подготовки к ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. 4 мая 2006 г. подписан Протокол № 14 о реформировании Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) к Европейской Конвенции о правах человека (ЕКПЧ).
Произошедшие за последние годы в России кардинальные перемены в деле строительства демократического общества и государства лишают смысла сохранение со стороны Парламентской ассамблеи Совета Европы мониторинга обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении в СЕ. В данном вопросе российская позиция остается неизменной - основные наши обязательства выполнены, а над оставшимися текущими проблемами Россия готова работать в режиме постмониторингового диалога. В этой связи выступаем решительно против выдвижения в наш адрес новых претензий, имеющих в основном субъективную политическую подоплеку.
Принимая "бразды правления" в КМСЕ, российская сторона не собирается совершать "революций", а намерена обеспечить должную преемственность и нормальное функционирование Организации, сосредоточив основные усилия прежде всего на реализации решений Плана действий, принятого на III-м саммите СЕ в Варшаве (16-17 мая 2005 г.). При этом исходим из важности учета мнений и интересов всех стран-членов Организации, а также ее Парламентской ассамблеи.
Основное предназначение СЕ видим в реализации идеи строительства Европы без разделительных линий и формировании общего европейского правового и гуманитарного пространства. Этим подходом и продиктован девиз нашего председательства - "К единой Европе без разделительных линий".
В то же время, мы намерены и впредь активно привлекать внимание наших европейских партнеров к необходимости исправления в деятельности Совета Европы и его органов проявлений двойных стандартов, перекосов и необоснованных действий, касающихся России и некоторых других европейских стран, в частности Белоруссии.
Выступаем за сохранение уникальной роли Совета Европы в качестве единственной общеевропейской структуры, сплотившей в своих рядах страны, принадлежащие к различным организациям. Полагаем, что СЕ должен по-прежнему выполнять если не главенствующую, то вполне самостоятельную роль в создании правовых стандартов различных сторон европейской жизни - от защиты прав человека до условий "социализации" информационных технологий. Убеждены, что именно на основе такого понимания должно развиваться взаимодействие СЕ с другими европейскими организациями, в частности ЕС и ОБСЕ.
Российская сторона заинтересована в повышении эффективности деятельности СЕ и развитии межгосударственного сотрудничества в его рамках за счет расширения "поля интересов" Организации не только в правовой и гуманитарных сферах, но и в новых областях, требующих коллективных действий Европы. Это, в первую очередь, противодействие терроризму, включая кибертерроризм, и не менее важные проблемы межцивилизационных отношений, разработки единых стандартов в области генной инженерии, эффективной защиты прав человека в условиях все более широкого использования биометрических данных, и т.д.
Во время председательства намерены уделить повышенное внимание вопросам совершенствования национальных форм демократии и расширения участия гражданского общества в жизни государства. На это нацелено проведение осенью 2006 г. в Москве форума СЕ "За будущее демократии" на тему "Роль политических партий в демократическом обществе".
С учетом растущей роли неправительственных организаций в жизни современной Европы и нашей страны стремимся внести свой вклад в развитие этого процесса, запланировав в программе российского председательства проведение Европейской конференции НПО (сентябрь 2006 г., Кемерово).
Одной из острых проблем, стоящих перед СЕ, стала тема взаимоотношений между представителями различных национальностей и религий. Россия, имеющая богатый опыт развития многонационального и многоконфессионального общества, готова внести свой вклад в поддержание в Европе межцивилизационного согласия. Пути его налаживания предполагается обсудить на крупном форуме: "Диалог культур и межконфессиональное сотрудничество", который пройдет в сентябре 2006 г. в Нижнем Новгороде.
Повышенное внимание в ходе председательства будет уделено вопросам развития сотрудничества Российской Федерации с Парламентской ассамблеей Совета Европы и Конгрессом местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Будет организован ряд мероприятий по линии ПАСЕ и КМРВЕ в России, над подготовкой которых активно работает Государственная Дума и Совет Федерации. Речь, в частности, идет о проведении 29 мая в Москве мини-сессии ПАСЕ и 13-15 ноября 2006 г. – осенней сессии КМРВЕ.
Важной составляющей российского председательства станет реализация обширного плана культурных мероприятий, которые позволят еще раз продемонстрировать европейцам наши достижения в этой области и неразрывность культурных уз России с другими странами Европы.