Рейтинг@Mail.ru
Московское метро - 71 год под землей - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Московское метро - 71 год под землей

Читать ria.ru в
Дзен
Первоначально, рассказывают, люди просто боялись ездить под землей, настолько это было непривычно - глубоко под землей выстроены настоящие дворцы.

"В Москве за долгие века
Чудес свершилося немало,
Но под землёй наверняка
Чудес подобных не бывало.

Вагоны вихрем мчатся там,
Не зная грохота и прямо,
Без них едва ли москвичам
Успеть со службы на Динамо"

"Песенка о Метро", 1950 г.
Музыка А. Островского, слова Н. Лабковского.

15 мая 1935 года считается официальным днем рождения Московского метрополитена. Конечно, можно считать днем его основания и 15 июня 1931 года – дату принятия решения о создании нового для России вида транспорта, тем не менее, тогда родилась лишь идея, а само открытие состоялось именно в мае.

Первая очередь Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до "Парка культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до "Смоленской" была длиной всего в 11,2 км. Спустя 60 лет, в 1995 году, протяженность линий составила 243,6 км, такие данные приводит Метро. Ру.

Интересный факт - сначала Московский метрополитен совсем не был привычным "имени Владимира Ильича Ленина", а носил имя Лазаря Моисеевича Кагановича. Затем столичной "подземке" было присвоено имя вождя пролетариата. Сейчас на некоторых станциях по-прежнему есть подзаголовок "имени Ленина", на других же – просто "Московский метрополитен".

Названия станции метро живут своей отдельной жизнью. То, что станции переименовываются – не секрет, это связано с изменением идеологии, с праздниками. Кроме того, некоторые станции переименовываются даже до открытия. Проследить это можно с помощью схем метро. Так, в общей сложности, уже есть около двадцати "несостоявшихся" станций. "Алтуфьевская" стала станцией "Алтуфьево", "Шарикоподшипниковская" - "Дубровкой", "Краснодонская" - "Братиславской", "Россошанская" - "Улицей академика Янгеля", "Качалово" - "Бульваром Дмитрия Донского". На Замоскворецкой линии вместо станции "Промзона" появилось "Братеево", а вместо "Братеево" на Люблинской - "Борисово", а первоначальная станция "Борисово", находившаяся на один перегон южнее, стала "Шипиловской", "Красногвардейская" Люблинской линии превратилась в "Зябликово", а "Площадь Суворова" стала "Суворовской площадью".

Как и сколько платили за проезд

В 1935 году для оплаты проезда использовался картонный билет, который был действителен для одной поездки в одном направлении в течение 35 минут после проставленной отметки. Отрывные бумажные талоны были введены чуть позже. Картонный билет стоил 50 копеек, а позже билет подешевел до 40 (льготный – 35), а затем и до 30 (25 – льготный).

Первые жетоны были металлическими, круглыми с круглым отверстием или в виде звезды посередине.

Во время войны стоимость проезда была увеличена до 40 копеек. В это время появился новый опытный автомат на станции "Комсомольская" для монет в 10 и 15 копеек.

Первый турникет появился на станции "Красные ворота" в 1952 году - спустя несколько лет был даже устроен конкурс на лучшую конструкцию турникета, на него поступило более 30 вариантов. С 1961 года, в связи с денежной реформой, для проезда стали использовать не билеты, а пятикопеечные монеты, к тому времени уже все станции были оборудованы автоматическими турникетами – так было вплоть до 1991 года. 15-копеечные монеты, затем металлические жетоны, после - пластиковые, форма оплаты сменялась очень быстро. Наиболее современные магнитные билеты вошли в обращение в 1993 году - "Проспект Мира" впервые испытал на себе их действие. Сейчас, помимо билетов с магнитной лентой есть и транспортные бесконтактные карты.

Недавно при ремонтных работах на станции Семеновская было обнаружено уникальное послание из прошлого - входной билет на станцию "Сталинская", до 1961 года станция  называлась именно так.

Самые - самые станции Московского метро.

Самая долго строящаяся станция - "Волоколамская". Находится в процессе строительства уже более 40 лет - с конца 60-х годов ХХ века. С ней связана одна из легенд о "закрытых" станциях, якобы принадлежащих к "кремлевской" сети Метро-2.

Самая глубокая станция - "Парк Победы". Ее глубина - 80 метров. Второе и третье места - у "Тимирязевской" и "Дмитровской" соответственно. Кстати, предельная для Москвы глубина станций смотрится очень скромно на фоне Киевского метро. Станция "Арсенальная" в Киеве, например, имеет глубину более 120 метров.

Самая мелкая из подземных станций – "Печатники". Часть ее крыши даже выступала на несколько метров над землей и при строительстве была аккуратно засыпана.

Самая длинная станция - "Воробьевы Горы". Второе место у "Арбатской" Арбатско-Покровской линии - выход с одной стороны и переход на станцию "Библиотека имени Ленина" разделяют почти 300 метров. К слову, стандартная длина платформы станции московского метро - немногим больше 160 метров.

Самый длинный перегон между станциями составляет больше 4-х километров ("Текстильщики" - "Волгоградский Проспект"), а самый короткий – 400 метров между станциями "Александровский сад" и "Арбатская" Филевской линии.

Самая высокая станция – "Комсомольская-кольцевая". У нее нестандартный диаметр тоннеля, образующего средний зал - 11,5 метров вместо обычных 9,5.

Самая широкая станция - "Партизанская" ("Измайловский Парк"). На втором месте – "Полежаевская", у этих станций по две платформы и три пути между ними. Самые узкие из подземных – "Волгоградский Проспект" и "Рязанский Проспект", всего по 4 метра.

Чтобы узнать "метро в цифрах" достаточно доехать до станции Спортивная и, даже не выходя на улицу, попасть в Музей Московского метрополитена. Оказывается, общая длина лестничного полотна (эскалаторов) в столичной "подземке" ровна 63,9 км, а количество ступенек составляет 166 717. Кроме того, здесь можно узнать, что с открытия метро 15 мая 1935 года было перевезено более 118 миллиардов пассажиров.

Кстати, в самом начале своего пути, общая доля перевозок пассажиров в метро была всего 2%, спустя 60 лет она перевалила за 50%. Первоначально, рассказывают, люди просто боялись ездить под землей, настолько это было непривычно - глубоко под землей выстроены настоящие дворцы.

Первое время на метро боялись ездить "сердечники" и "гипертоники", в "под землю" метро боялись идти работать, опасаясь обвалов, боялись эскалаторов и невиданных до того времени пневматических дверей в вагонах. Рассказывают историю о Лазаре Кагановиче: когда до официального открытия метро ему организовали демонстрационную поездку, во время остановки на одной из станций, Каганович заинтересовался, что будет, если человек не успеет войти в вагон, и будет зажат дверьми. Начальство тут же стало уверять его в полной безопасности конструкции, указывало на полые резиновые амортизаторы на стыке дверей. "Хорошо, - сказал Каганович и выставил ногу в дверной проем, - закрывайте!". Перепуганное начальство бледнело и просило поверить на слово, но Лазарь Моисеевич был непреклонен. Машиниста попросили захлопнуть двери... Нога особы, приближенной к вождю, осталась в целости и сохранности. В целости и сохранности осталось и начальство.

Спустя несколько дней метро открылось для всех желающих.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала