Рейтинг@Mail.ru
13 мая. День в истории - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

13 мая. День в истории

Читать ria.ru в
Дзен
- День Черноморского флота
- 1836 - началось строительство первой в России железной дороги
- 1956 - родился Александр Калери, летчик-космонавт

День Черноморского флота

День Черноморского флота - ежегодный праздник в честь создания Черноморского флота в 1783 году, отмечается с 1996 года. Черноморский флот основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. Тогда в бухту у села Ахтиар (с 1784 года - Севастополь) впервые были введены 11 кораблей и судов из Азовского моря. Они составили ядро нового русского флота. Еще 1 января 1783 года был издан указ о назначении вице-адмирала Федота Клокачева, отличившегося в Чесменском сражении, командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». В Херсоне началось строительство флотилии боевых кораблей под командованием Федора Ушакова. Черноморский флот успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В соответствии с Лондонской конвенцией 1871 года этот запрет был снят, и Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. После революции 1917 года при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд РКП (б) в 1921 году принял решение о восстановлении Черноморского флота. В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. 15 апреля 1994 года в Москве президенты России Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым  ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины, а 28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. В соответствии с подписанными документами предусматривается пребывание ЧФ России на базе в Севастополе до 2017 года. За Россией остались три пункта базирования корабельного состава: Севастополь (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосия и временно Николаев, а также два основных аэродрома и два запасных. Местом дислокации береговых войск ЧФ России стал Севастополь. Бухта Стрелецкая используется флотами двух стран совместно. Весной 2000 года российско-украинская подкомиссия по проблемам урегулирования Черноморского флота определила порядок использования Черноморским флотом  РФ полигонов боевой подготовки ВМС Украины и некоторых пунктов связи.

170 лет назад (1836) началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село – Павловск

В 1834 году горное ведомство России  пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе, Франца Антона фон Герстнера, чеха по национальности. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России , в том числе и магистрали Петербург – Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской  железной дороги ( Петербург - Царское Село - Павловск ). ЭлектричкаСредства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев. К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Насыпь начали возводить в мае 1836 года. Всю трассу, за исключением местности, прилегающей к Петербургу , которая не была приобретена обществом, распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 человек. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. Решая многие технические вопросы, связанные с выбором оборудования и подвижного состава, Герстнер думал и о привлечении пассажиров будущей Царскосельской линии. Предприимчивый инженер решил сделать Павловский вокзал центром для увеселительных прогулок, всевозможных зрелищ. С этой целью для Павловска были заказаны фонтаны и оборудование к ним, проведены переговоры об изготовлении для станции  Павловск «большого музыкального инструмента». Труды Герстнера не пропали даром, со временем Павловский вокзал стал одним из лучших концертных учреждений  России . Здесь выступали знаменитые дирижеры, вокалисты. Строительный сезон 1836 года. заканчивался, но земляные работы не были завершены. Их предполагалось закончить в следующем году. Стало ясно, что сквозного движения между Петербургом  и Павловском к намеченному сроку - 1 октября - не открыть. Чтобы хоть как-то спасти положение, а заодно свою репутацию, строитель линии решил открыть движение на готовом к эксплуатации небольшом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Открытие движения между Царским Селом и Павловском было назначено на 27 сентября. Так как заказанные паровозы еще не поступили, решили использовать конную тягу. Сотни жителей  Павловска и Царского Села , а также приехавшая из Петербурга публика в назначенное время собрались в Павловском парке. По приглашению Герстнера экипажи заполнили любопытные зрители . Весь путь в 3,5 версты лошади с составом пробегали за 15 минут. На 6 ноября были назначены первые поездки с паровозной тягой. К этому времени в вагонных и паровозных депо, находившихся близ Царского Села (в сторону Петербурга ), уже был собран весь прибывший на дорогу подвижной состав. В полдень около стоявшего на станционных путях поезда был отслужен молебен и поезд, вагоны которого заполнили многочисленные пассажиры, отправился в Павловск. «...Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед... Стоявшие по сторонам  дороги  зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины...». Поездки были бесплатными, желающих находилось много, и поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек. Толпы людей стояли вдоль пути, большую скорость развивать было опасно, и паровозы водили поезда со скоростью 20-24 версты в час. Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 30 октября 1837 года. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. До Обводного канала в целях безопасности поезд шел медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село . Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. Открытие  железной   дороги  вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.

Мемориальная доска писателя Шолом-Алейхема90 лет назад (1916) умер ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (Шолом Нохумович Рабинович), еврейский писатель

Родился 2 марта 1859 в Переяславе (Украина). Учился в хедере, изучал иврит, с семнадцати лет зарабатывал на жизнь репетиторством, потом служил несколько лет «казенным» раввином в местечке Лубен. В 1883 году женился на Ольге Лоев, отец которой оставил супругам большое имение. К 1900 году Шолом-Алейхем  потерял состояние и отошел от дел, чтобы посвятить себя литературе. Погромы 1905 года заставили  Шолом-Алейхема покинуть Россию. Он предпринял поездку с лекциями по Европе, но обострение легочной болезни в 1908 году вынудило его оставить это занятие. До начала первой мировой войны писатель с семьей жил в Италии и Швейцарии. Война застала их в Германии, откуда они поспешили уехать в Данию и в том же году перебрались в Нью-Йорк. Первые свои произведения  Шолом-Алейхем  писал на иврите, русском и идише. Памфлет «Суд над Шомером» (1888), высмеивавший беллетриста Н.Шайкевича) и успех основанной им «Еврейской народной библиотеки» (1888–1889) узаконили идиш в качестве полноправного литературного языка. Шолом-Алейхем умел передать полноту и выразительность, юмор и лиризм языка идиш. Писатель творил свой собственный мир, населяя его евреями всех разновидностей, какие только водились в России на рубеже столетий. Каждый характер - полнокровная личность с ее неповторимым своеобразием. Имена некоторых его героев превратились в имена нарицательные. Книги  Шолом-Алейхема  пользуются чрезвычайным успехом и переведены на множество языков. В их числе – «Тевье-молочник», пьеса «Рассеянные и гонимые», «Потоп», роман из актерской жизни «Железнодорожная история», рассказ «Кровавая шутка», в основу которого положен судебный процесс в Киеве по делу М.Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве, театральные постановки «Трудно быть евреем», «Крупный выигрыш», «С ярмарки».

60 лет назад (1946) вышло постановление Совета Министров о развитии в СССР реактивного вооружения

Постановление, подписанное Сталиным, определило, что работы по развитию реактивной техники являются важнейшей государственной задачей, и обязало все министерства и организации выполнять задания по реактивной технике как первоочередные. Этим особым Постановлением формировалась вся инфраструктура ракетной отрасли промышленности и создавались особо благоприятные условия для  развития  ракетного  вооружения, а затем и космонавтики. В числе других на базе подмосковного артиллерийского завода № 88 был образован НИИ-88 Министерства вооружения СССР - первая в стране научно-исследовательская, конструкторская и производственная организация по разработке баллистических ракет дальнего действия как нового вида оружия. В министерствах были созданы научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и полигоны по реактивной технике. Для развертывания работ поручалось использовать как задел опыт работы по  реактивному вооружению Германии, определялись задачи по восстановлению технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты Фау-2 и зенитных управляемых ракет Вассерфаль, Рейнтохтер, Шметтерлинг. Предусматривалась подготовка инженеров и научных сотрудников по ракетной технике, студентам старших курсов вузов предлагалась переподготовка на специальность по реактивному вооружению, и уже к концу 1946 года были выпущены первые специалисты. В июне 1946 года в Астраханской области был основан полигон Капустин Яр (ныне - Четвертый Государственный центральный полигон Министерства обороны РФ). На этом полигоне проходили испытания ракеты А-4 (Фау-2). Первая баллистическая ракета А-4 была запущена с полигона Капустин Яр 18 октября 1947 года. Пуск ракеты положил начало созданию Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), развертыванию работ по созданию ракетного вооружения и освоению космического пространства в России. Из Капустина Яра совершены запуски первых советских баллистических ракет конструкции Сергея Королева Р-1, Р-2, Р-11, Р-5 и созданных на их базе геофизических ракет, а также баллистических ракет конструкции Михаила Янгеля Р-12 и Р-14. 31 августа 1959 года на полигоне Капустин Яр впервые в истории был произведен пуск ракеты из шахты: ракета средней дальности Р-12 достигла расчетного района, ознаменовав таким образом новую эпоху в истории создания и развития отечественной ракетной техники.

50 лет назад родился Александр Юрьевич КАЛЕРИ (1956), летчик-космонавт, герой Российской Федерации

Родился в городе Юрмала Латвийской ССР (ныне Республика Латвия). Окончил Московский физико-технический институт в 1979 году, аспирантуру МФТИ в 1983 году. С 1979 года работает в НПО (ныне РКК) «Энергия». 13 апреля 1984 года назначен на должность кандидата в космонавты НПО «Энергия». С ноября 1985 года по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина. 28 ноября 1986 года решением Межведомственной комиссии присвоена квалификация космонавта-испытателя. Неоднократно проходил подготовку в составе экипажей для полетов на борт орбитального комплекса «Мир». С марта 1994 года - заместитель начальника 291-го отдела (отряд космонавтов) РКК «Энергия». Первый космический полет совершил с 17 марта по 10 августа 1992 года в качестве бортинженера космического корабля (КК) «Союз ТМ-14» и 11-й основной экспедиции на борт комплекса «Мир» продолжительностью 145 дней 14 часов. Второй полет - с 17 августа 1996 года по 2 марта 1997 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМ-24» и 22-й основной экспедиции на борт комплекса «Мир» (196 дней 17 часов 26 минут). Третий полет: 4 апреля - 16 июня 2000 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМ-30» и 28-й основной экспедиции на борт комплекса «Мир». Этот полет стал последней экспедицией на «Мир». С 18 октября 2003 по 30 апреля 2004 года совершил четвертый полет в космос в качестве командира КК «Союз ТМА-3» и бортинженера восьмой основной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС). В конце июля 2005 года был включен в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение «МКС-15/16/17», из состава которой сформированы экипажи 15-й, 16-й и 17-й экспедиций на МКС. 15 августа 2005 года приступил к подготовке в составе этой группы в ЦПК имени Гагарина. В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен командиром дублирующего экипажа 16-й экспедиции на МКС и командиром основного экипажа 18-й экспедиции на МКС. Старт 18-й экспедиции на корабле «Союз-ТМА-13» запланирован на сентябрь 2008 года. Это будет первый полет новой модификации корабля «Союз-ТМА». Калери - Герой Российской Федерации, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III, II степени, медалью NASA «За космический полет», орденом Дружбы за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении 195-суточного космического полета, и укрепление дружбы между народами (ноябрь 2005).

Русский советский писатель Александр Александрович Фадеев50 лет назад (1956) покончил жизнь самоубийством Александр Александрович ФАДЕЕВ,  писатель и общественный деятель

Александр Фадеев родился в 1901 году в семье профессиональных революционеров. В 1908 году семья переехала на Дальний Восток, где Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище. Сблизившись с большевиками, вел агитационную работу среди учащихся и сотрудничал с большевистской газетой «Красное знамя». В 1919 году был направлен агитатором в партизанский отряд; отличился в боях, был ранен, закончил гражданскую войну в должности комиссара бригады. В 1921 году был делегирован на Х съезд партии, вместе со многими делегатами участвовал в подавлении мятежа в Кронштадте, был тяжело ранен. В 1924 году направлен на партийную и литературную работу на Северный Кавказ, где находился до 1926 года. Вернувшись в Москву, Фадеев стал профессиональным литератором. С 1926 года возглавлял писательские организации, начав с Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и закончив секретарем правления Союза писателей СССР. Автор известных романов «Разгром», «Последний из Удэге», «Молодая гвардия», теоретик «социалистического реализма», Фадеев, выполняя волю партийных вождей, критиковал творчество Андрея Платонова, Михаила Зощенко, Анны Ахматовой и других. В 1956 году в состоянии глубокой депрессии Фадеев покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертное письмо, адресованное ЦК КПСС: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено». Содержание письма было обнародовано только в 1990 году. Вопреки последнему желанию Фадеева быть похороненным рядом с матерью, похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала