Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
Вопросы образования станут одной из центральных тем на предстоящем этим летом саммите лидеров G-8 в Санкт-Петербурге. Начиная с Кельнского саммита 1999 года, когда образование впервые подверглось общему рассмотрению мировых лидеров в качестве перманентной глобальной проблемы, всесторонний интерес к ней лишь нарастает.
Общепризнанно, что в наш прагматичный век образование превращается в быстро растущую и перспективную отрасль экономики. Кельнская хартия лишь зафиксировала существующие тенденции, объявив «обучение в течение всей жизни» новой образовательной концепцией, по сути идущей на смену традиционной трехзвенной схеме «начальная – средняя – высшая школа». Это пока трудно осознать, но для сотен миллионов, а может быть и миллиардов людей, рожденных в начале третьего тысячелетия, символический последний школьный звонок не прозвучит никогда. «Пожизненное обучение» надвигается на человечество с неизбежностью космического явления. Оно – логичное следствие глобальных процессов информатизации в условиях, когда информация и знания стали ведущими товарами новой экономики. Это кажется парадоксом, но именно в условиях небывалой в мировой истории информационной насыщенности, когда новая информация и знание растут по экспоненте, они-то и оказываются едва ли не самыми дефицитными товарами, с помощью которых осуществляется глобальный экономический рост, создаются новые рабочие места и целые отрасли экономики. Степень овладения информацией и знаниями становится принципиально новым экономическим параметром, получившим название «человеческого капитала».
Ведущие мировые корпорации давно и активно внедряют многоступенчатые образовательные программы для своего персонала и менеджмента. Они – пионеры концепции «обучения в течение всей жизни». Однако думать, будто «пожизненное обучение» нужно только корпорациям и востребовано в основном тоже лишь ими – большая ошибка. Массовое исчезновение старых и появление новых профессий, постоянно растущие и меняющиеся требования рынков товаров и рабочей силы делают ежедневный «поход за знаниями» жизненной потребностью десятков миллионов людей во всем мире. Малому и среднему бизнесу регулярное оплодотворение новой информацией требуется даже в большей степени, чем транснациональным гигантам, которым намного проще работать «по старинке», пользуясь эффектом масштаба и монопольным положением на рынках.
Конечно, со всем сказанным можно спорить. Наверняка каждый припомнит массу случаев, когда коммерческий успех выпадал на долю далеко не самых образованных, знающих или информированных людей. Известно, что иным миллионерам сидение за партой претило с раннего детства, не говоря о том, чтобы взяться за книгу в зрелом возрасте, когда уже все достигнуто. Однако такие истории, которых было немало и в России, где сказочные обогащения 90-х годов прошлого века до сих пор у всех на устах, сегодня хороши лишь для занимательного чтения. Общую погоду в мировой экономике делают не они.
Американский экономист Артур Мэдисон доказал характерную зависимость: увеличение ассигнований на образование на 1 процент ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35 процента. Пару лет назад Организация экономического сотрудничества и развития провела собственное исследование и выяснила, что повышение среднего срока обучения на год ведет к увеличению ВВП исследуемого государства на 3 – 6 процентов.
Разумеется, что при всем этом образование – далеко не «абсолютное оружие», решающее все экономические проблемы. Для участников саммита G-8 в Санкт-Петербурге оно само будет проблемой. Возможно ли создание в современном мире с его 770 миллионами неграмотных (не считая, разумеется, маленьких детей) единого образовательного пространства? Если да, то, как обеспечить к нему доступ людей в Африке, Азии и Латинской Америке, живущих менее чем на один доллар в день? В своей недавней статье, посвященной повестке предстоящего саммита «восьмерки», президент Путин назвал «гуманитарным бедствием» и «серьезной угрозой для мирового сообщества» проблему доступности начального образования. «Массовая неграмотность – это питательная среда для идеологов межцивилизационного раскола, пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма. В конечном счете – для международной террористической деятельности», – подчеркнул российский президент.
При всей серьезности положения, данная озабоченность демонстрирует лишь одну сторону медали. Трагикомизм сегодняшней глобальной ситуации в образовании заключается в том, что вполне образованные и культурные согласно формальным национальным требованиям люди часто не считаются таковыми за пределами своих стран. И вовсе не потому, что им не хватает глубоких знаний – различия образовательных стандартов, принятых в разных государствах, иногда ставят профессора-иностранца на одну доску с местным студентом.
Эти проблемы – лишь верхушка айсберга. У членов G-8 впереди непочатый край работы. Для начала состояние образования в мире нуждается хотя бы в первичной инвентаризации. Следующий шаг – это сопоставление национальных данных об образовании, разработка и принятие международных стандартов образовательной статистики. Только после этого можно двигаться в сторону формирования действительно единого глобального пространства для глобального мира.
Сложность замысла не должна пугать. Ведь когда-то и таблица умножения была достоянием лишь наиболее развитых и культурных народов, причем даже среди них ею владел не каждый. Разумеется, сегодняшняя «таблица умножения», включающая как минимум среднее образование, знание языков международного общения, компьютерную грамотность, представление о международной политике и много чего еще, несколько сложнее. Однако и ресурсы современной цивилизации сегодня намного богаче. Использовать их на образовательные цели – задача достойная во всех отношениях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции