Интервью заместителя главы МИД РФ Александра Яковенко агентству «РИА-Новости» в связи с избранием России в первый состав Совета ООН по правам человека
- Как известно, Россия избрана в состав нового международного органа – Совета ООН по правам человека. Просим вашу оценку этого события
- В ходе состоявшегося 9 мая в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН голосования Российская Федерация была избрана в состав Совета ООН по правам человека (СПЧ) – нового главного межправительственного правозащитного органа системы ООН, который призван заменить Комиссию ООН по правам человека.
В ходе выборов нашу кандидатуру поддержало 137 делегаций из 191 государства-члена ООН. Это лучший результат среди всех кандидатов от Восточноевропейской группы, от которой баллотировалась Россия. К слову сказать, от нашего региона помимо России были избраны также Азербайджан, Украина, Польша, Чехия и Румыния. В соответствии с вытянутым по итогам голосования жребием срок полномочий Российской Федерации в СПЧ составит 3 года.
Такой результат демонстрирует авторитет и роль России в системе международных отношений. Избрание Российской Федерации в Совет ООН по правам человека рассматривается нами также как проявление высокого доверия со стороны наших зарубежных партнеров, отдавших свои голоса за Россию в условиях беспрецедентной конкуренции, развернувшейся за право войти в первый состав Совета.
Первая сессия Совета ООН по правам человека начнет свою работу в Женеве 19 июня.
- Какие направления в работе Совета Россия считает для себя приоритетными?
- Россия придает большое значение деятельности будущего Совета, который призван стать форумом для развития конструктивного диалога между государствами, международными организациями и неправительственными структурами по актуальным правозащитным проблемам. Убеждены, что ответ на современные вызовы и угрозы в сфере поощрения и защиты прав человека может быть выработан лишь общими усилиями всех заинтересованных сторон.
Наша страна преисполнена решимости содействовать тому, чтобы Совет ООН по правам человека руководствовался в своей деятельности принципами универсальности, беспристрастности, объективности и неизбирательности, конструктивного международного диалога и сотрудничества в целях содействия поощрению и защите прав человека и основных свобод для всех без каких-либо различий и на справедливой и равной основе, как это закреплено в резолюции Генеральной Ассамблеи 60/251 о создании Совета.
Кроме того, Россия будет выступать за сохранение в работе Совета ООН по правам человека всего того позитива, который был наработан за годы работы его предшественником – Комиссией ООН по правам человека. Не менее важно, чтобы Совет преодолел все те негативные моменты, которые мешали Комиссии в полной мере реализовать свой потенциал: конфронтация и «двойные стандарты» при оценке правозащитной ситуации в мире. И, конечно, мы будем добиваться того, чтобы работа Совета носила объективный и неполитизированный характер.
Убеждены, что Совет не должен «зацикливаться» на рассмотрении исключительно страновых сюжетов, а держать в поле зрения и актуальные тематические вопросы, такие борьба с проявлениями расизма и расовой дискриминации, искоренение пыток и жестокого обращения, права человека и терроризм и др.
Хочу также подчеркнуть, что наш главный и важнейший приоритет – укрепление международного режима защиты прав человека.
Российская Федерация рассматривает деятельность Совета ООН по правам человека в качестве важнейшего форума для налаживания конструктивного взаимодействия государств в правозащитной сфере. Отсюда наше стремление к поиску компромиссных развязок, точек соприкосновения и взаимоприемлемых решений наиболее актуальных международных проблем, в том числе в области прав человека.
Убеждены в том, что права человека способны стать объединяющим, а не разъединяющим фактором в международных отношениях. Поэтому необходимо приложить максимум усилий к деполитизации данной сферы взаимодействия, к искоренению любых попыток применения “двойных стандартов”.
- Будет ли добиваться Россия соблюдения прав национальных меньшинств в странах Балтии?
- Безусловно. Это большая проблема, и она должна находиться в поле зрения Совета. Мы намерены активно использовать и трибуну СПЧ для привлечения внимания международного сообщества к негативной гуманитарной ситуации в Латвии и Эстонии, в частности, к проводимой властями данных государств политике открытой дискриминации нетитульного населения. Подчеркну, что ни Россия, ни международные эксперты не предъявляют к Латвии и Эстонии каких-либо запредельных требований. Речь идет о необходимости соблюдения этими государствами универсально признанных стандартов в сфере прав человека, в частности по защите прав меньшинств.
Главная проблема здесь – массовое безгражданство русскоговорящего населения, которое в силу этого ущемлено в пользовании основополагающими правами и свободами человека. Убеждены, что консервация проблемы безгражданства создает серьезный и долгосрочный дефицит демократии. Еще одним конфликтным вопросом является проблема получения образования на русском языке.
Есть и другая проблема. Мы крайне обеспокоены продолжающимся восхвалением Ригой и Таллином пособников нацистов, с одной стороны, и преследованием ветеранов-антифашистов и бывших сотрудников советских правоохранительных органов, с другой.
Совершенно очевидно, что речь идет о попытке переписать историю Второй мировой войны и об игнорировании международного права в угоду националистической идеологии. Думается, что такой орган, как Совет ООН по правам человека, должен последовать примеру Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссии ООН по правам человека, которые не игнорировали указанные тревожные симптомы, указывающие на явную болезнь в самом центре Европы, и выражали обеспокоенность через соответствующие тематические резолюции.