Хвастать нехорошо.
Рекламировать свою работу нужно и должно. Правда, «рекламировать» здесь, может быть, не совсем точное слово. Ему мешает модный сейчас синоним, пришедший в русский язык, как многое чего наносное, с запада – PR, пиарить. А это не пиар, нет, не он. Наверное, будет лучше употребить нейтральное - проинформировать, напомнить, рассказать, осмыслить... Эти глаголы, наверное, могут выразить более точно то, о чем я хочу сказать, хотя тоже не очень. Впрочем, что я мучаюсь?! Тем более, что говорить буду не о себе, а о своих молодых коллегах. Хотя тоже – не только о них. И все же.
Я – об акции «Георгиевская ленточка», которую с 24 апреля по 12 мая под девизом «Я помню! Я горжусь!» уже второй год подряд проводит Агентство «РИА Новости» совместно с Российской общественной организацией «Студенческая община». При поддержке Правительства Москвы, Комитета по делам семьи и молодежи и Комитета общественных связей столицы. Она посвящена празднованию очередной, на этот раз 61-й годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне и вовлекла в свою орбиту, как говорится, и старых, и малых. Наверное, потому и называется «народной». Пять черно-оранжевых полосок, цвета огня и порохового дыма, – символ русского Императорского военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, Георгиевских знамен, штандартов и вымпелов, Георгиевского оружия, советского ордена Славы и медали «За победу над Германией», нового отечественного военного ордена Святого Георгия и Знака отличия – Георгиевского креста, а так же советского и российского гвардейского знака - словно заполнили первопрестольную. Они развеваются на антеннах легковушек и на боковых зеркалах городских автобусов, троллейбусов и трамваев, на портфелях и рюкзаках студентов и школьников, и на сумочках элегантных дам, на лацканах пиджаков ветеранов и солидных джентльменов, в косичках юных модниц, даже на костюмах ведущих центральных телеканалов… Эти ленточки словно связали воедино совершенно разных людей и разные поколения.
Я видел их на площадях и улицах Москвы – на Тверской, Манежной, Пречистинке, даже в Минске, куда в эти майские дни съездил в командировку, - на тамошнем проспекте Незалэжности (Независимости) и на проспекте Переможцев (Победителей), во Дворце Республики, где проходил союзный медиафорум. «Ленточки Святого Георгия» с удовольствием вешали себе на костюм белорусские министры и руководители СМИ. Помню я очереди возле здания нашего Агентства, на Зубовском бульваре, где коллеги раздавали эти ленточки. Не такие длинные, как когда-то к Мавзолею, но тем не менее – давно позабытые очереди. На Пушкинской площади, заполненной в праздничные солнечные дни молодежью, меня не раз останавливали прохожие с просьбой сказать, где здесь раздают «Георгиевские ленточки»…
Что это? Халява (ленточки раздавались абсолютно бесплатно)? Мода (если это «украшение» есть на одном, двух, трех автомобилях, на десятке, двух десятках прохожих, - оно должно быть и у меня)? Искусственно созданный ажиотаж (тот пресловутый пиар, о котором я уже упоминал), приправленный умело организованной рекламной компанией? Или действительно священная память о наших отцах и дедах, живых и павших, но отстоявших в самых страшных сражениях ХХ века свободу и независимость, а еще достоинство, как сказал президент, нашего общего дома, нашей единой и неделимой Родины? Гордость за них, за то, что нам здорово повезло в этой жизни – стать их детьми и внуками, наследниками их славы и доблести?
У меня нет однозначного ответа на эти вопросы. Думаю, что здесь слилось все вместе - осознанное и пока неосознанное, высокое и очень простое, обыденное, как многое из того, что часто нас окружает, становится частью нашей жизни. Правда, один момент из этих размышлений не дает мне покоя. Не то, чтобы волнует, но приятно греет душу.
Дело в том, что акцию «Георгиевская ленточка», что прокатилась по нашей стране и за ее рубежами (а в ней участвовали не только Москва и Минск, но и Питер, Рига, Даугавпилс, Ярославль, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Краснодар, Волгоград, Хабаровск, Алма-Ата, Астана и Бишкек, а так же Лондон, Париж, канадские, американские города и даже Объединенные Арабские Эмираты – перечислять можно долго) придумали и осуществили, конечно, при поддержке руководства «РИА Новости» и немногочисленных спонсоров (заказ и производство ленточек стоит денег), но самые молодые наши коллеги из Дирекции интернет-проектов. Боюсь кого-то пропустить, но назову имена и фамилии тех, кто сразу приходит на ум – Наташа Лосева, Катя Королева, Настя Орешкина, Маша Верстакова, Дима Лысков…
Называю их по именам не из фамильярности и панибратства. Они действительно очень молоды, мои старшие сын и дочь – их ровесники, даже немного повзрослее будут. Я специально поинтересовался у ребят, есть ли у них в семье фронтовики? Оказалось, далеко не у всех. Пожалуй, только у Наташи Лосевой дед Кузьма прошел пол Европы, да бабушка Зайнаб тоже фронтовичка, а у Кати бабушка-москвичка тушила на крышах зажигалки, у Маши воевал дед, у Насти нет в семье участников той войны, у Димы – отец прошел Афганистан… Войну эти ребята знают, в основном, по книжкам и кинофильмам, некоторые по рассказам дедушек и бабушек, но вряд ли кто из них серьезно задумывался о том пережитом нашей страной и их семьями уже далеком от сегодняшних суетных дней страшном и героическом времени, о том, что каждому из их предков пришлось пройти и испытать, чтобы победить врага, выжить и оставить на этой земле свою метку – может быть дом, дерево, сад, книгу, придуманную и построенную машину, аппарат, рожденных и выведенных в люди детей, а потом и внуков…
В их молодые годы такие мысли на ум редко приходят, если я не ошибаюсь? Даже мы, люди старшего поколения, слегка «зацепившие» Великую Отечественную, хотя бы фактом своего рождения в те последние победные дни или годом-двумя-тремя позже Победы, но рано потерявшие израненных на войне отца, деда, а то и просто сироты фронтовиков, уже многое забыли о своем послевоенном и, что скрывать, полуголодном детстве. О керогазах и керосинках, что шумели на общих кухнях, отваривая картошку в мундире, об очередях в мужское или женское отделение районной бани, о «сладком лакомстве» - просоленной, ржавого цвета каспийской кильке, которую привозили в магазины в деревянных бочках, о леденцах-монпасье и слипшихся в комок конфетах-подушечках, ситро и фруктовом мороженном с бумажных стаканчиках по праздникам… Откуда же тогда эта дедовская память у поколения-next? Неужели она проникла к ним на подсознательном, генетическом уровне?
У меня нет ответа на этот вопрос.
Только я вот затратил кучу слов, чтобы описать свои мысли и чувства. А они нашли короткие, как выстрел, лозунги и девизы, которые, что называется, без промаха бьют в цель, мгновенно доходят до сердца и ума очень многих людей, для которых история родной страны, пережитое старшими поколениями, - это не прошлое, не школьный учебник, переписанный и переделанный не раз и не два в угоду очередной конъюнктуре, - это их личная жизнь, это действительно их личная Память и личная Гордость.
Вдумайтесь:
Если война коснулась твоей семьи…
Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа…
Если гордишься своей историей, своей страной, своей семьей…
Если помнишь…
Сделай «Георгиевскую ленточку» символом твоей памяти – прикрепи на лацкан одежды, повяжи на руку или на антенну своего автомобиля.
Посмотри, как нас много.
И я бы добавил от себя: Покажи, как нас много. Что мы – единый народ, одна неделимая нация, одна великая страна с незамутненной и незапачканной никем совестью и памятью.
Не знаю, кому как, но мне очень приятно, что у нас вошла в жизнь, заняла свое достойное место в СМИ такая молодежь, как мои юные коллеги, которые придумали и осуществили акцию «Георгиевская ленточка». Говорю об этом намеренно, так как уже не раз публично отмечал, что у меня сложное отношение к молодым журналистам. Часто я, справедливо и, может быть, не всегда, упрекаю их вслух и про себя за верхоглядство, за увлеченность Интернетом, неумении видеть за деревьями лес, а в конкретном человеке – потрясающие жизненные истории, которые так и просятся на бумагу, на сайты и в печать. За то, что они не умеют, не научены и не хотят разговаривать с живыми людьми, предпочитая им электронную «игрушку» - компьютер. Возмущаюсь элементарными ошибками, которые некоторые допускают, не потрудившись вникнуть в суть события и явления, их явным и срытым пофигизмом и многими другими «грехами». Догадываюсь, что это «грехи молодости» - сам был таким или, может быть, не был?. Наверное, был, да наверное что-то во мне от нее еще и осталось. Тоже ошибаюсь, хотя и по другим причинам, как любой нормальный человек. Но вот есть у наших молодых коллег дела, за которые мне лично не стыдно за будущее нашей профессии. И «ленточка Святого Георгия», убежден, из их числа.
Если есть у человека за душой что-то святое (а это обязательно, нравственность, честь и совесть), - его семья, друзья и коллеги могут быть за него спокойны.
И еще хотелось бы зафиксировать один момент в конце этого разговора. Не могу говорить за всю столицу, но там, где я бывал в эти праздничные дни, я не видел «ленточек цвета огня и порохового дыма» ни скинах и на прочих нарочито бритоголовых парнях в черных куртках. Показалось, что они словно вымерли, как бы вымелись из города в эти первые майские дни. Может, пугали их милиционеры, которых хватало и в метро и на московских улицах и площадях, может что-то еще. Может, годовщина победы над фашизмом и свастикой - действительно не их праздник. Только среди тех, кто с гордостью носил на себе «ленточки Святого Георгия», Великомученика и Победоносца, я их не замечал.
Память о цене той Победы, о тяжелейшем героическом времени, достойно пережитом нашими отцами и дедами, нашими семьями и страной, видимо, очень плохо, наверное, категорически никак не сочетается с их наполненными нескрываемой ненавистью и завистью, залитыми пивом холодными глазами и пустым равнодушным сердцем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции