Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
«Квартет» международных посредников ближневосточного урегулирования в составе России, США, ЕС и ООН принял решение о создании временного международного механизма, который бы обеспечивал прямую передачу любой помощи палестинскому народу. В первую очередь речь идет о перечислении палестинцам денег.
Если бы «квартет» не пошел на этот шаг, то он бы лишился последней, хотя на сегодняшний день и призрачной, возможности влиять на ситуацию на палестинских территориях.
Напомним, что после победы на палестинских парламентских выборах Движения исламского сопротивления (ХАМАС) европейские страны и США приостановили перечисление донорской помощи Палестинской национальной администрации (ПНА). Вместе с отказом Израиля переводить причитающиеся палестинцам налоговые и таможенные сборы это привело к гуманитарному кризису на территории, подконтрольной ПНА. Казна палестинского правительства, сформированного ХАМАС, пуста, и у него нет денег ни на зарплаты 165 тысячам госслужащих, ни на какие-либо гуманитарные нужды и социальные проекты – идет ли речь о сфере здравоохранения, образования и др. Однако доноры палестинцев не хотели иметь дело с ХАМАС до тех пор, пока это движение официально не откажется от насилия и не признает государство Израиль.
ХАМАС свою позицию пока не изменил. Что же дает основание «квартету» решиться на выплаты палестинцам?
Причин две. Лишение палестинцев донорской помощи ведет к хаосу на палестинских территориях, что совсем не в интересах «квартета». Кроме того, деньги - единственная возможность на сегодняшний день повлиять на палестинских политиков. По обеим из двух причин самоустранения «квартета» от финансовой помощи, по сути, является для него самого настоящим харакири.
Действительно, зачем палестинцам сейчас нужен «квартет», когда большая часть населения находится на грани выживания? О чем «квартету» говорить с палестинскими политиками, когда единственная их мысль – где взять деньги? То есть если «квартет» бойкотирует палестинское правительство, то он дискредитирует себя в глазах палестинцев в качестве объективного посреднического механизма и самоустраняется из палестинской политики. Ведь, как известно, кто платит деньги, тот и заказывает музыку.
Заметим, Россия – единственный из членов «квартета», кто всегда выступал против политической и финансовой блокады палестинцев в целом и ХАМАС в частности. Россия же первой и перевела палестинцам 10 млн долларов.
И, похоже, Москва смогла переубедить своих партнеров по «квартету», тем более что европейцы уже давно размышляли над дилеммой – как не допустить гуманитарной катастрофы на палестинской территории и одновременно не сотрудничать с ХАМАС, признанной ЕС террористической организацией.
Россия показала им как это сделать. Деньги переводятся на счета главы ПНА Махмуда Аббаса, а отнюдь не правительства ХАМАС, и устанавливается механизм мониторинга за распределением перечисленных средств.
Отметим, что впервые об этом механизме российские дипломаты заговорили еще накануне визита в Москву делегации ХАМАС. Ведь главную обеспокоенность международного сообщества вызывал тот факт, что донорские средства пойдут не на гуманитарные нужды, а поддержку террора. Россия в ответ предложила создать механизм, который будет следить за тем, куда именно идут деньги. И, что важно, новое палестинское правительство выразило готовность предоставить международному сообществу возможность контроля за этим процессом.
С одной стороны, решение «квартета» не выводит из международной изоляции ХАМАС – так как оно по-прежнему лишено финансовых средств. Но в то же время следует понимать, что существование нового механизма, детали которого должен разработать в ближайшее время Евросоюз, невозможно без одобрения палестинского правительства. Кроме того, выделение хоть каких-то финансовых средств палестинцам снимает с правительства часть забот и отодвигает от неминуемого коллапса, т.е. предоставляет возможность для маневра, а также время для диалога с международным сообществом, которое выдвигает свои условия сотрудничества.
Россия считает, что ХАМАС, по словам Лаврова, подает «первые, хотя еще недостаточные признаки того, что эти сигналы («квартета») услышаны». Т.е., по мнению российских дипломатов, палестинское правительство может в ближайшее время как-то скорректировать свою позицию и в отношении мирного процесса, и в отношении Израиля. Доказательством этому, служит, как отметил глава МИД РФ, «заявленная ХАМАС готовность присоединиться к арабской мирной инициативе, если ее признает Израиль, а также подтвержденная ХАМАС недавно приверженность перемирию». Главное в этих условиях не загонять палестинское правительство в угол.
Похоже, такой подход возобладал и в «квартете».
Не факт, что такая международная дипломатия добьется успеха. Но, учитывая, что путь бойкота нового палестинского правительства – это путь к хаосу, у «квартета» не остается выбора, как искать другие возможности. И создание международного механизма по обеспечению нужд палестинцев – еще одна попытка выйти из тупика.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции