САН-ФРАНЦИСКО/МОСКВА, 5 мая - РИА Новости, Ольга Липич. В случае воссоединения с Московским патриархатом Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ) сохранит "свой автономный статус" и будет продолжать жить, как прежде. Об этом Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр заявил в преддверье Всезарубежного Собора, которому предстоит 6-14 мая в Сан-Франциско решить вопрос о дальнейших отношениях с Церковью в Отечестве.
Интервью Первоиерарха опубликовано на официальном сайте РПЦЗ.
"Даст Бог, если на предстоящих Церковных Соборах решатся все вопросы, препятствующие полноте общения с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, то мы признаем друг друга как единую Поместную Русскую Православную Церковь. При этом Русская Зарубежная Церковь сохранит свой автономный, то есть самоуправляемый статус", - сказал митрополит Лавр.
По его словам, "форма" общения РПЦЗ с Московским патриархатом будет следующей: "одна Чаша, но два церковно-административных управления".
"Русская Зарубежная Церковь будет продолжать жить так, как она жила до сих пор. Наш Архиерейский Собор будет продолжать руководить жизнью Церкви, назначать архиереев на кафедры, а наши правящие архиереи будут определять настоятелей приходов", - пояснил митрополит.
Принадлежность церковного имущества и правовое положение структур РПЦЗ, добавил он, определяются законодательствами стран пребывания этих структур, поэтому никаких "особых перемен" в этих областях не ожидается.
"Наша Церковь - это плоть от плоти русского народа", - сказал митрополит. Поэтому в церковной и семейной жизни, в церковных школах представители РПЦЗ стараются "прививать любовь к вере, Русской Церкви и нашей Исторической Родине", сказал он.
"Благодатность таинств в церквах в России не ставится под вопрос Русской Зарубежной Церковью, равно как и Московский Патриархат признает таинства, совершаемые священнослужителями Русской Зарубежной Церкви", - заявил Первоиерарх РПЦЗ.
Однако, что касается совместного причащения и служения, то в данном вопросе Архиерейский Собор РПЦЗ всегда придерживалась позиции священномученика Кирилла, митрополита Казанского, а именно: таинства признаются, но от совместного причащения следует уклоняться пока нет единомыслия.
"Сегодня мы стоим на пороге того единомыслия, которое, даст Бог, единую чашу сделает возможной не только для паствы, но и для пастырей всей Русской Церкви", - подчеркнул митрополит Лавр.
По его словам, "после попущенного Господом лихолетия ХХ века, перед всей Русской Церковью и перед церковной Россией стоит задача - выйти из испытаний нашей недавней истории с пользой для нас и для всей Церкви".
Несколько дней назад Патриарх Алексий в интервью официальному сайту Русской Зарубежной Церкви выразил позицию РПЦ по этому вопросу. "Теперь, когда для этого сложились все условия, могут быть восстановлены нормальные отношения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом в целом. Они, как мы ожидаем, будут регулироваться Актом о каноническом общении", - сказал Алексий Второй.
В упомянутом Патриархом акте говорится, в частности, что "Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских".
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло вследствие революции и гражданской войны в России в 20-х годах прошлого века. Тогда часть иерархов, оказавшихся в эмиграции, отказалась подчиняться Священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических гонений на Церковь в большевистской России.
С момента своего избрания на Патриаршую кафедру Алексий Второй неоднократно предпринимал попытки к преодолению разделения, считая его исторически изжившим себя.
В мае 2004 года Первоиерарх РПЦЗ - митрополит Лавр - впервые в истории посетил Москву и присутствовал на ряде патриарших богослужений. Таким образом, было восстановлено молитвенное общение.
Для решения проблем, препятствовавших восстановлению евхаристического (полного церковного) общения, были созданы специальные встречные комиссии по переговорам, которые провели шесть совместных заседаний. Решения комиссий одобрены Священноначалием РПЦ и Синодом РПЦЗ, который и принял решение о созыве Всезарубежного Собора.