125 лет назад (1881) родился Александр Федорович КЕРЕНСКИЙ, русский политический деятель
Родился в городе Симбирске в семье директора мужской гимназии. Окончил юридический факультет Петербургского университета, был принят в Коллегию адвокатов в Петербурге; присяжный поверенный. В годы революции 1905-1907 годов вошел в созданный Коллегией комитет по оказанию помощи жертвам «кровавого воскресенья», сочувствовал партии социалистов-революционеров, редактировал ее газету «Буревестник». По подозрению в принадлежности к Боевой организации партии эсеров в декабре 1905 года был арестован и 3 месяца находился в тюрьме. В последующие годы приобрел известность выступлениями на политических процессах в качестве защитника, был одним из инициаторов резолюции протеста против фабрикации дела Бейлиса, за что был приговорен к 8-месячному тюремному заключению. В 1912 году был избран депутатом 4-й Государственной думы (по списку Трудовой группы). Выступая с острокритическими речами в адрес правительства, приобрел славу одного из лучших ораторов левых фракций. Керенский был активным пропагандистом идеи объединения народнических течений и партий России, считал, что «спасение государства возможно только объединенными силами всего народа» и что революция для этого - единственный метод и средство. Керенский - один из активных деятелей февральской революции 1917 года. 14 февраля на заседании Госдумы он заявил: «… исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно, во что бы то ни стало». Он вошел во Временный комитет Государственной думы и был избран заместителем председателя Петроградского совета. С марта во Временном правительстве занимал посты министра юстиции, военного и морского министра, с июля – министра-председателя, с августа - главнокомандующего. Во время Октябрьского вооруженного восстания покинул Петроград, пытался с помощью казачьих частей генерала П.Краснова прорваться в город, однако потерпел неудачу; жил в России на нелегальном положении. В июне 1918 года выехал за границу. В 1922-1932 годах жил в Берлине и Париже, с 1940 года - в США. Александр Керенский прожил долгую жизнь - он умер в Нью-Йорке в возрасте 89 лет. Жизнь его обросла множеством легенд, начиная с бегства из Зимнего дворца в женском платье, что он сам с горечью опровергал, и кончая перстнем самоубийц, которое он носил до смерти. Имя и фигура бывшего главы Временного правительства занимает в истории особое место, оценки часто противоречивы. Многие современники считали, что Керенский не только «заболтал» революцию, но и похоронил демократические идеалы. А видный русский философ Федор Степун писал, что «линия Керенского» в 1917 году была «единственно правильной» и вина его «не в том, что он вел Россию по неправильному пути, а в том, что он недостаточно энергично вел ее по правильному». Писательница Нина Берберова отмечала, что он до конца своих дней оставался на редкость информированным человеком, знал тайные пружины власти, понимал силы, которые часто двигают политиками, умел мыслить масштабно. Керенский - автор мемуаров, исторических исследований, составитель и редактор публикаций по истории русской революции.
351 год назад (1655) родился Бартоломео КРИСТОФОРИ, итальянский музыкальный мастер, изобретатель фортепиано
Бартоломео Кристофори родился 4 мая 1655 года в Падуе. Получил известность как мастер по изготовлению харпсихордов и спинетов. В 1688 году переехал во Флоренцию и стал работать хранителем музея музыкальных инструментов князя Фердинандо Медичи. Активно занимался изобретательством. Серьезно усовершенствовал клавесин. Начало работы Кристофори по созданию фортепиано датируется не позднее чем 1698 годом. К 1709 году Кристофори создал новую музыкальную машину. В ней молоточки, обтянутые лосиной кожей, при нажатии на клавиши один за другим ударяли по натянутым струнам разной длины и толщины; под ними располагалась резонансная дека - тонкая еловая доска, усиливающая звучание струн. Две специальные педали управляли продолжительностью и силой звука. Поэтому Кристофори назвал свое творение «громко-тихо», что в переводе на итальянский звучит как «forte-piano». Новый музыкальный инструмент Кристофори довел до совершенства. Созданная им в 1726 году модель фортепиано конструктивно практически не отличается от современных моделей. Кристофори умер в безвестности. Блистательного торжества своего детища он не увидел. Громкий и прозрачный звук фортепьяно аристократам казался грубым, резким. Даже в XIX веке новый инструмент встречал противников. Его недолюбливал, к примеру, Генрих Гейне, считавший, что стучать по струнам молотками - занятие кощунственное. Но дело решали не поэты, а музыканты. Молоточковое фортепиано благословили Бах, Моцарт, Бетховен. Мощность звука, богатство интонации открыли ему дорогу в большие залы - к широкой публике. И народу пришелся по вкусу прекрасный, неслыханный прежде раскатистый голос, который то гремел, то затихал до тончайшего пианиссимо. На фортепиано впервые зазвучала революционная «Марсельеза». Оно стало рабочим инструментом композиторов, поселилось в домах горожан. До настоящего времени сохранились всего три инструмента работы Кристофори, которые хранятся в нью-йоркском музее Метрополитен, в Риме, в Лейпциге.
160 лет назад (1846) родился Эмиль ГАЛЛЕ (1846-1904), французский художник, мастер художественного стекла и мебели
Родился в Нанси в семье Шарля Галле-Рейнемера, видного предпринимателя, производившего арт-стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара, работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси и стекольной фабрике в Мейзентале. После ухода отца на покой возглавил семейное дело и завел собственную мастерскую. Испытал влияние мусульманского, китайского и японского декоративного искусства. Начиная со своего яркого дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 года, Галле завоевывал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света»: подкраской оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок. Разработал особую технику изготовления декоративных ваз из многослойного стекла, которые стали называть по имени мастера - «галле». Варьируя методы работы с горячей массой, вводил в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки. В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена и других поэтов. С конца 1880-х годов Эмиль Галле занимался и производством мебели, примечательной не своими формами, повторяющими традиционный рокайльный дизайн, а причудливой резьбой и вставками из экзотических пород дерева, жемчуга, отделочных и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель». Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и др.) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную - последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 году по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»). Умер Галле в Нанси 23 сентября 1904 года. Посмертно, в 1908 году, были изданы его «Сочинения об искусстве».
75 лет назад родился Геннадий Николаевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1931), дирижер, народный артист СССР
Учился в Московской консерватории. С 1951 по 1960 год - балетный дирижер Большого театра. Дирижировал всем текущим балетным репертуаром, участвовал в постановке балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок». В 1961-1991 годах - главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического Большого симфонического оркестра Центрального ТВ и радиовещания, с 1965 по 1970 год - главный дирижер Большого театра. Репертуар дирижера в театре был очень большим - около 40 опер и балетов. Принимал участие в постановках балетов «Спартак» А.Хачатуряна, «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р.Щедрина, «Щелкунчик» П.Чайковского и других; впервые на русской сцене поставил целый ряд оперных спектаклей: «Человеческий голос» Ф.Пуленка, «Сон в летнюю ночь» Б.Бриттена. В 1974-1985 годах - музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра под руководством Б.Покровского, в 1982 году стал главным дирижером Симфонического оркестра Министерства культуры СССР, где работал до 1992 года. С 1974 по 1977 год был дирижером Стокгольмского симфонического оркестра. В 1978 году Рождественский возвратился оперным дирижером в Большой театр. Параллельно (1978-1992) работал главным дирижером симфонического оркестра Би-би-си в Лондоне; дирижировал в Европе, Израиле и США, выступал со многими оркестрами мира. 1 сентября 2000 года Геннадий Рождественский был назначен генеральным художественным директором Большого театра, 14 июня 2001 года подал в отставку. В дирижерском репертуаре Геннадия Рождественского десятки сотен произведений симфонической и театральной, классической и новейшей музыки. Почти треть этого репертуара составляют премьеры: более трехсот произведений он исполнил впервые в стране, более 150 - впервые в мире. Он познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей ранее сочинениями Стравинского, Брукнера, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значительна поистине подвижническая деятельность дирижера и в освоении наследия С.Прокофьева и Д.Шостаковича, в частности, запись на пластинки полных циклов их симфоний, возрождение ранее звучавших опер, балетов, оркестровых партитур.
45 лет назад (1961) в СССР принят указ об усилении борьбы с тунеядством
4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». С 1960 годов в советской пропаганде иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином «тунеядство» (согласно толковым словарям - жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье). Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом на благо государства. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а в отношении упорствующих решено было применять принудительный труд. Статья 209 УК РСФСР («тунеядство») могла применяться и к нежелательным элементам. Первыми жертвами законов о тунеядстве еще в начале шестидесятых годов ХХ века были поэт Иосиф Бродский и историк и публицист Андрей Амальрик, отбывавшие ссылку в Сибири по приговору суда. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, - незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали. Кампания борьбы с тунеядцами особого результата не дала, хотя уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.
40 лет назад (1966) подписан протокол об участии итальянского автомобильного концерна ФИАТ в создании в СССР промышленного комплекса предприятий по производству легковых автомобилей
4 мая 1966 года в итальянском Турине состоялось подписание протокола об участии итальянского автомобильного общества «Фиат» в создании промышленного комплекса предприятий по производству легковых автомобилей в СССР. 20 июля 1966 года правительство СССР издало постановление о строительстве Волжского автомобильного завода, а 15 августа того же года Министерство внешней торговли СССР и итальянское АО «ФИАТ» заключили генеральное соглашение о сотрудничестве в разработке конструкции автомобиля, проекта автозавода и его строительства в СССР. Еще раньше, 1 июля 1965 года, заместитель председателя Совета Министров СССР Константин Руднев и президент компании «ФИАТ» Витторио Валетта договорились о том, что новый завод будет строиться в Тольятти, который отвоевал это решение у 111 других регионов. Строительство завода велось в полном соответствии с традициями советской экономики: в рекордные сроки утверждались планы, которые потом еще и досрочно выполнялись и перевыполнялись, правительство не жалело денег на стройку и одновременно требовало экономить средства. За четыре года были построены не только завод, но также ТЭЦ, Автозаводский район Тольятти и многое другое. И вот 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль – «ВАЗ-2101». Для завода, который был тогда крупнейшим даже по европейским меркам, эта машина стала дебютом. Ее сразу прозвали «копейкой» по последним цифрам в наименовании модели. Автомобиль был создан по образцу итальянского «Фиата-124», завоевавшего в 1965 году титул «автомобиль года». Однако новый ВАЗ-2101 принципиально отличался от своего итальянского «брата». В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки было внесено свыше 800 изменений: модифицировался двигатель, тормоза, кузов, передний бампер, вес, сиденья и многое другое. Очень скоро «копейка» стала истинно народным автомобилем. Все просто, функционально, до любого блока можно достать своими руками. Многие «копейки» прослужили своим хозяевам по 20-30 лет без значительного ремонта, некоторые из них до сих пор встречаются на российских дорогах. Автомобиль был снят с производства в 1983 году. Но еще в августе 1970 года он послужил базовой моделью для всей последующей гаммы - автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107 и т.д. Сегодня АвтоВАЗ серийно выпускает автомобили «Лада Классик», «Лада Самара II», «Лада 110», «Лада Нива», «Лада Калина». Кроме того, АвтоВАЗ продолжает выпуск комплектующих и запасных деталей для моделей, снятых с производства или производство которых перенесено в другие города и страны. Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 - 721,5 тысячи автомобилей. АвтоВАЗ планирует в 2006 году выпустить 730 тысяч автомобилей, в том числе 95 тысяч на экспорт.