Праздник атеистов - наверное, именно такая ассоциация может возникнуть у человека нецерковного при упоминании слова Антипасха.
Но если быть корректным в переводе, то греческое слово анти значит вместо. Следовательно, Антипасха - праздник некого восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи.
В этот день Церковь празднует встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Согласно Евангелию, Фома, с чьим именем устойчиво ассоциируется эпитет "неверующий", однако, не был ни богоненавистником, ни еретиком. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: "Пойдем и мы умрем с Ним" (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти. Фома имел "доброе" сомнение в том, что Христос, его Учитель, любимый и преданный, распятый и погребенный, именно Он, - будто бы воскрес. Фомы не было среди апостолов, видевших Христа сразу по Воскресении. Слова сомневающегося: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" - это слова эдакого естествоиспытателя, человека, жаждущего по-настоящему пережить встречу с Богом, восполнить Пасху радостью о Христе. И Фома получает чаемое, явившийся Христос говорит ему: "Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим", а ошеломленный Фома только восклицает: "Господь мой и Бог мой!".
Святитель Феофан Затворник размышляет: «"Господь мой и Бог мой!" - воззвал святой апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует... Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть».
Так, что Антипасха - скорее праздник для "добрых сомневающихся": жаждущих новых открытий, ищущих и горящих, готовых именно в вере подражать Фоме.
Символично, что среди православных сложилась добрая традиция венчаться на Красную горку, как еще в народе называют Фомино воскресение. Церковь, сама, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в "порфиру и виссон", возглашает: "сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», а хор, или по-церковному "лик", воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся".
Венчание - обет верности любящих перед лицом Бога, воссоединение во Христе, а еще и выражение готовности жертвовать собой ради другого, по примеру святых мучеников. Апостол Фома и здесь является подходящим примером, ведь в конце своего земного пути он принимает мученическую смерть за христианское благовестие, жертвует жизнью ради познанного им Христа.