Рейтинг@Mail.ru
Социальное неравенство формирует собственную культуру - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Социальное неравенство формирует собственную культуру

Читать ria.ru в
70 летний опыт советского государства был не только экспериментом в сфере политики и экономики, а еще и попыткой ответа на глобальный вопрос: может ли равенство создавать собственную культуру. Прежний опыт человечества убеждал, - решающий движитель культуры это неравенство. Только дворцы и дворы могли поддержать архитектора, художника или музыканта. Практически до начала 18 века культурная элита существовала как феномен придворной жизни...

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.

70 летний опыт советского государства был не только экспериментом в сфере политики и экономики, а еще и попыткой ответа на глобальный вопрос: может ли равенство создавать собственную культуру.

Прежний опыт человечества убеждал, - решающий движитель культуры  это неравенство. Только дворцы и дворы могли поддержать архитектора, художника или музыканта. Практически до начала 18 века культурная элита существовала как феномен придворной жизни. Только заказы монархов и церкви порождали великие произведения Веласкеса, Леонардо да Винчи, Рубенса, Генделя, Моцарта, Баха… несть им числа. Создать пейзажный парк, написать оперу, построить собор, создать любое феноменальное произведение все сие требовало колоссальных вложений.

Буржуазия, хотя и придала культуре прикладной характер, принцип порождения шедевров не отменила, главный потребитель и ценитель культуры – истеблишмент, а не народные массы.

Советы предприняли грандиозную попытку создать культуру из идеи равенства. Главным меценатом отныне становилась партия, государство и его инструмент социальный заказ. Отчасти чудо случилось. Сложилось три типа произведений искусства прежде никогда не бытовавших в культуре: демонстрации, парки культуры и отдыха, и выставки достижений народного хозяйства. Вот, где восторжествовал давний принцип Робеспьера: «народ должен стать зрелищем для самого себя».

Демонстрация строилась как священное шествие народной победы, парк культуры воплощал идею подлинной задачи искусства – организовать быт трудящихся и, наконец, феерия выставки, золотой город вроде столичной ВДНХ – воплощал безусловное торжество социальной утопии.

Причем пошлость, как отсутствие красоты было непременным условием культурного равенства.

После исторического разворота России к ценностям капитализма, весь культурный прежний опыт был отброшен, и вновь неравенство стало источником новой эстетики. Богачи первыми востребовали искусство дизайна, архитектор стал нужен для создания сотен вилл, как из-под земли возродилось искусство рестораций, в столицу нового мира понаехали повара, в меню появились трюфели и омары.

Показательны слова мэтра итальянской кухни, шеф-повара ресторана «Фиделио» Пьетро Ронгони: «я думаю, что сейчас лучшая итальянская кухня в мире, кроме Италии, в России. Русские, вернувшись домой, хотят найти нашу кухню и готовы хорошо платить».

Воскресло во всей наглой красоте искусство соблазна. Тысячи подпольных (пока) борделей предлагают такой набор интимных услуг, который не снился советскому обывателю. Практически легализован гомосексуализм. Ночные каналы демонстрируют мягкое порно.

Одним словом, самые кардинальные перемены произошли в системе ценностей.

Но как ни парадоксально три тотальных достижения массовой советской культуры – демонстрация, парк культуры и выставка – не провалились сквозь землю, а всего лишь трансформировались. Так образцом нового объединения масс  стало наше ТВ, где формой демонстраций стали бесконечные шоу, где, как и прежде пассивное большинство внимает горстке лидеров. И не важно, что это уже не трибуна мавзолея и не Красная площадь, заполненная демонстрантами. Сохранился сам принцип деления на массу и группу жрецов. Звезды голубого экрана заняли место партийных икон. А партийные бонзы, хотя бы тот же Жириновский, взяли на вооружение приемы ток-шоу.

А что стало предметом разглядывания у масс – деньги!

Рейтинги программ, где идет речь о деньгах и призах – «Как стать миллионером». «Поле Чудес». «Дом», «Голод»… несть им числа – зашкаливают. Да, думает народ, у нас пока нет этих бабок, но зато мы видим, как запросто делают деньги.

Роль парков культуры взяли на себя гламурные журналы. Причем, гламур проник в самые массовые издания вроде журналов телепрограмм, где можно обнаружить серию фотографий калифорнийской виллы Ким Бессинджер или Шарон Стоун, где кинозвезда плавает в трех бассейнах или кормит ручных антилоп. Здесь формируется образ должного. Картина удачной судьбы. Акцентируется стиль правильного культурного досуга. Да, думает зритель, я не звезда, но могу спокойно зайти в чужой дом и все-все  запомню.

Выставку – с принципом себя показать и на людей посмотреть – парадоксальным образом заменил массовый туризм. Только теперь семья фотографируется не у павильона «Космос» или у фонтана «Дружба народов», а на фоне турецкого отеля, парижской Эйфелевой башни и египетских пирамид, которые играют роль пресловутых павильонов. Да, машет ручкой турист,  у нас нет миллионов, но мы тоже здесь.

И последнее – пошлость во всех ипостасях  по-прежнему остается решающим условием бытования искусства – иначе оно не будет востребовано.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала