- 28 апреля в Софии пройдет неформальное заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне мининдел. Чему будет посвящена эта встреча?
- В заседании примет участие министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. Встреча будет проходить без затвержденной повестки дня. Министры подведут итоги деятельности СРН со времени подписания Римской декларации, утвердят рекомендации по дальнейшему повышению качества взаимодействия в формате СРН, а также обменяются мнениями по актуальным вопросам международной жизни.
- В какой плоскости будет затронута на совещании тема реформ НАТО? Каких позиций намерена придерживаться российская делегация в ходе консультаций по данному вопросу?
- В Софии министры иностранных дел стран НАТО будут обсуждать подготовку к ноябрьскому саммиту альянса в Риге, на котором предполагается принять программные решения по трансформации военной и политической составляющей альянса, «расширенческой» повестке дня, преобразованиям в системе отношений со странами-партнерами.
Мы внимательно следим за процессами реформирования НАТО, дискуссиями среди стран-членов о новой роли и нише альянса в современном мире. Учитываем тенденцию постепенного преобразования НАТО из военного блока в многовекторную организацию, занимающуюся вопросами безопасности в различных районах мира (Косово, Афганистан, Судан), помогающую в ликвидации последствий стихийных бедствий (ураган «Катрина» в США, землетрясение в Пакистане).
Россия – не член НАТО, но мы внимательно следим за дискуссиями о дальнейшей судьбе организации. Убеждены, что окончательное перенацеливание потенциала альянса с задач территориальной обороны (от гипотетической угрозы «с Востока») к реагированию на реальные, а не мнимые вызовы безопасности в строгом соответствии с международным правом, несомненно, отвечало бы интересам укрепления предсказуемости и стабильности.
Нам импонирует логика предложений по переосмыслению функций и целей альянса в новых условиях, в частности, по усилению его политической составляющей, развитию более тесного взаимодействия с ООН и Евросоюзом, выходу на стратегическое партнерство с Россией.
- Насколько успешно проходит сейчас диалог и сотрудничество в целом в формате Россия – НАТО?
- За сравнительно короткий со времени подписания Римской декларации 2002 года период мы убедились, что развитие политдиалога и практического сотрудничества в формате Совета Россия-НАТО позволяет нам откровенно обсуждать проблемные вопросы в отношениях, налаживать взаимодействие в реагировании на общие вызовы в сфере безопасности. Механизм СРН доказал свою востребованность и дееспособность, стал существенным фактором стабильности и предсказуемости в эволюции военно-политической ситуации на евроатлантическом пространстве.
На заседании в Софии планируется утвердить рекомендации по дальнейшему развитию взаимодействия в формате СРН. В них заложены конкретные меры по повышению качества политдиалога, продвижению наиболее перспективных проектов сотрудничества в реагировании на общие вызовы безопасности.
В настоящее время под эгидой СРН действует около 20 комитетов, рабочих и экспертных групп, занимающихся, в частности, вопросами обеспечения совместимости военных контингентов, систем противоракетной обороны и контроля за воздушным движением, укрепления потенциала реагирования на теракты, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, сотрудничества в области ВТС, оборонных исследований и технологий.
В рамках реализации комплексного Плана действий СРН по борьбе с терроризмом прорабатываются возможности налаживания обмена информацией и передовым опытом, проведения учений и тренировок антитеррористических подразделений, укрепления безопасности воздушного и морского транспорта, метро, других объектов критической инфраструктуры, рассматриваются перспективы противодействия кибертерроризму.
Важное значение в этом контексте имеет подключение России к контртеррористической операции НАТО «Активные усилия». Завершается подготовка к операции кораблей Черноморского флота, которые во второй половине года приступят к полномасштабному участию в совместном патрулировании в Средиземном море.
Большое внимание уделяется обеспечению оперативной совместимости контингентов России и стран НАТО. На этот год запланированы учения по совместимости подразделений спецназа, связи, военно-транспортной авиации.
Год назад Россия присоединилась к Соглашению о правовом статусе вооруженных сил стран НАТО и государств-участников программы «Партнерство ради мира» на территории друг друга. Данный документ облегчит проведение совместных учений, миротворческих и антитеррористических операций. В ближайшее время документ будет направлен в Госдуму на ратификацию.
В практическую плоскость переходит реализация пилотного проекта по совместной подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и транзитных стран Центральной Азии, одобренного на декабрьском заседании СРН. Это важный, но лишь первый шаг в налаживании реального взаимодействия на этом направлении. По нашему убеждению, необходимо поработать и над другими комплексными мерами с целью формирования антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана, особенно с учетом связи наркотрафика с терроризмом.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные сложности в российско-натовском взаимодействии на сегодняшний день?
- Разумеется, в отношениях Россия-НАТО существует ряд проблемных вопросов. Так, нас не может устраивать ситуация, сложившаяся вокруг ратификации адаптированного ДОВСЕ, который является краеугольным камнем европейской безопасности и материальной основой отношений Россия-НАТО (это тема для серьезного разговора на третьей Конференции по обзору выполнения ДОВСЕ в конце мая с.г. в Вене).
Договор в его нынешнем виде, формально оставаясь в силе, перестал соответствовать современным европейским реалиям. Спасти договорный режим может лишь скорейшая ратификация Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Однако страны-члены альянса до сих пор не приступили к его ратификации, увязывая начало этой процедуры с выполнением Россией всех так называемых стамбульских обязательств. Эту увязку считаем неправомерной и контрпродуктивной. Кроме того, в Стамбуле в 1999 году страны НАТО взяли обязательство «оперативно предпринять усилия для содействия завершению национальных процедур ратификации, с тем чтобы Соглашение об адаптации могло вступить в силу как можно скорее». Это обязательство должно выполняться.
Россия, в свою очередь, сделала все необходимое для скорейшего вступления в силу адаптированного ДОВСЕ – вписалась во фланговые уровни, выполнила все относящиеся к нему элементы стамбульских договоренностей и ратифицировала Соглашение о его адаптации. Более того, вне контекста ДОВСЕ достигнуто и уже выполняется российско-грузинское Соглашение о завершении вывода российских военных баз с территории Грузии в течение 2008 году. У нас остаются вопросы по реконфигурации военной инфраструктуры в Европе, в частности, по размещению военных баз на территориях новых членов альянса, в частности передовых баз и сил США в Румынии и Болгарии. Мы рассчитываем на то, что при принятии соответствующих решений о размещении таких объектов будут соблюдены политические и юридические обязательства альянса в отношении военной сдержанности, в том числе, о неразвертывании существенных боевых сил на территории новых стран-членов.
На наших отношениях сказывается и дальнейшая «расширенческая» повестка дня НАТО. Для нас это крайне чувствительный вопрос, особенно применительно к Украине и Грузии. Де-факто речь пойдет о серьезном военно-политическом сдвиге, затрагивающем интересы России, который потребует значительных средств на соответствующую переориентацию военных потенциалов, реорганизацию системы военно-промышленных связей. Могут быть затронуты договоренности в сфере контроля над вооружениями.
Наше отношение к расширению НАТО на Восток известно. Сегодня созданы такие алгоритмы взаимодействия с НАТО, которые позволяют государствам сотрудничать по самому широкому спектру вопросов безопасности без формального вступления в альянс. Мы – за укрепление доверия в наших отношениях. Выступаем против создания новых разделительных линий в Европе, убеждены, что путь к укреплению стабильности на евроатлантическом пространстве пролегает через реализацию иных схем.
- В чем, на Ваш взгляд, видится сейчас залог успешного формирования новой архитектуры международной безопасности?
- НАТО - реальный и влиятельный военно-политический фактор в мировых и региональных делах. Вместе с тем, задачи формирования новой, более надежной архитектуры международной безопасности сегодня в одиночку не по плечу решить ни одной организации или державе, какой бы мощной она ни была. Мы выступаем за сложение, а не конкуренцию соответствующих усилий ООН, ОБСЕ, НАТО, Евросоюза, ОДКБ, ШОС, других организаций.
- Каковы ориентиры российско-натовского взаимодействия на ближайшую перспективу?
- В целом намерены продолжать развивать сотрудничество с НАТО в тех областях, где у нас общие со странами альянса интересы в сфере безопасности - это, прежде всего, борьба с терроризмом, распространением ОМУ, наркотрафиком, кризисами, а также реагирование на природные и техногенные катастрофы. Реальное продвижение по пути действенного партнерства возможно при адекватном учете интересов безопасности России, совместном нахождении развязок по сохраняющимся проблемным вопросам наших отношений с альянсом.