Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.
В середине 2006 года в России начнет работу третий объект по уничтожению химического оружия – в поселке Марадыковский Кировской области. Там сосредоточено 6890 тонн запасов фосфорорганических отравляющих веществ (ОВ) нервно-паралитического и кожно-нарывного действия, находящихся в различного вида авиационных боеприпасах.
С декабря прошлого года работает второй объект по уничтожению отравляющих веществ – люизита в поселке Камбарка (Удмуртия). Там хранились 6349 тонн этой «отравы» или 15,9 процента всех российских запасов запрещенного химического оружия. На начало апреля нынешнего года в Камбарке уже уничтожено более 50 тонн ОВ.
Завершено уничтожение 1143,2 тонн иприта, люизита и ипритно-люизитных смесей в поселке Горный Саратовской области, где с декабря 2002 года работал первый российский объект по утилизации ОВ.
Так что в целом есть все основания надеяться, что к 29 апреля 2007 года Россия выполнит свои обязательства по второму этапу реализации требований Конвенции по запрещению химического оружия и сократит эти запасы на 20 процентов, или на 8 тысяч тонн. А к 2012 году ликвидирует все свои запасы, общей цифрой в 40 тысяч тонн ОВ.
Такие цифры и факты прозвучали на закончившейся на прошлой неделе международной конференции, организованной некоммерческой общественной организацией ПИР-Центр политических исследований. Конференция называлась «Глобальная безопасность и «восьмерка»: вызовы и интересы. На пути к Санкт-Петербургскому саммиту». Выступавшие на ней специалисты из разных стран отмечали, что, несмотря на определенные сложности, связанные, в первую очередь, с недостатком финансовых средств, Россия последовательно и настойчиво выполняет свои обязательства по Конвенции.
Этот вывод прозвучал весьма кстати именно потому, что на одной из предыдущих встреч «Большой восьмерки» в канадском городе Кананаскисе главами ведущих индустриальных держав было принято решение оказать помощь России в расставании с наследием «холодной войны». В том числе и в выполнении требований Конвенции о запрещении химического оружия и его полном уничтожении. Было обещано выделить на эти цели 20 млрд. долларов по формуле 10 млрд. + 10 млрд. на 10 лет. Первые цифры означали, что 10 млрд. долларов выделят США, остальные деньги - другие члены «восьмерки», в том числе и сама Россия.
Конференция ПИР-Центра, состоявшаяся в Москве, как бы подвела предварительные итоги этой помощи. Что выяснилось?
Первое и главное: Россия значительно увеличила свою долю средств, направляемых на реализацию программы уничтожения ОВ. Если в 2000 году эти средства не превышали 200 млн. долларов в год, то уже сейчас они выше 600 млн. А к 29 апреля 2012 года, времени окончания выполнения требований Конвенции, Москва собирается направить на решение этой задачи не менее 7 млрд. долларов. Из них за счет федерального бюджета – 160,4 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов), за счет иностранной помощи 34,2 млрд. рублей (1,3 млрд. долларов).
А вот с иностранной помощью дела обстоят не совсем так гладко, как это было обещано в Кананаскисе. Хотя тут необходимо все же сделать определенную оговорку.
Есть государства, которые безукоризненно держат свое слово. И в первых рядах здесь Германия. 20 процентов средств, вложенных в объект по ликвидации химоружия в поселке Горный Саратовской области, принадлежит именно ей. Она поставила туда необходимое оборудование, послала своих специалистов, которые вместе с россиянами монтировали установку по детоксикации иприта и люизита, проводили ее испытание, создавали систему контроля за соблюдением экологических требований и требований безопасности. 34 процента средств, направленных на создание объекта по утилизации люизита в Камбарке, тоже пришли из Берлина. И доктор Рольф Херден, глава отдела сотрудничества по вопросам нераспространения из МИД ФРГ, заявил на конференции, что его правительство готово вложить еще 150 млн. евро в строительство объекта по уничтожению кожно-нарывных и нервно-паралитических отравляющих веществ, что хранятся на арсенале в Леонидовке Пензенской области.
Старается не отстать от Берлина и Лондон. Ему выпала почетная и непростая работа – координировать средства, выделенные России отдельными странами – среди них Бельгия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция - на уничтожение ее химоружия, всего 49,5 млн. долларов. И Лондон с этой задачей справляется. В основном аккумулируемые англичанами деньги идут на объект в Щучье Курганской области, где сосредоточено 5456 тонн ОВ нервно-паралитического действия - зарин, зоман и VX-газы. Великобритания и ее коспонсоры поставляют туда оборудование. В том числе и для электроподстанции, для автоматической системы управления и для производственного корпуса, создают систему водоснабжения.
Но Щучье было всегда генеральным объектом, львиную долю средств на который обещал Вашингтон – более 850 млн. долларов. Этот завод планировался Москвой как основная производственная площадка, которая внесет решающий вклад в выполнение Конвенции. Он должен был начать работу в 2005 году и закончить в 2008-м. Но с 1993 года США трижды останавливали выделение средств на его строительство. И сегодня они поступают не шатко - не валко. Хотя Пентагон отчитался перед Конгрессом о миллиарде долларов, потраченных на российское разоружение, на Щучанский объект в виде поставок оборудования и строительства водозаборной системы пришло, по свидетельству доктора Натальи Калининой, крупнейшего российского специалиста в области химического разоружения, едва-едва 280 млн. долларов. Где «растворились» остальные средства? Ответить на это могут только сами американцы, так как Россия не вправе проверять соотношение заявленных цифр с реально выделенными.
А реально выделенные средства, вложенные в конкретные объекты по ликвидации химических остатков «холодной войны», и есть практическая помощь «Большой восьмерки» в решение этой проблемы.
Важно не только направлять на строительство объектов по детоксикации ОВ деньги в том объеме, который заявлен. Но и делать это своевременно. К примеру, Италия пообещала направить на строительство газопровода «Песчано-Каледино, Каледино-Щучье», а также на объект в городе Почеп Брянской области, где хранится 7498 тонн ОВ нервно-параллитического действия, почти 360 млн. долларов. Уже подписаны необходимые документы, согласована проектная документация, но римский парламент из-за прошедших недавно выборов никак не ратифицирует эти соглашения. И деньги не приходят. А если строительство объекта не начнется в этом году, то ликвидацию хранящихся там ОВ не удастся завершить к указанному в Конвенции сроку.
Но проблемы, возникшие с выборами в Италии, понятны и преодолимы. Пока непреодолимы проблемы с США. Вашингтон находит одну за другой какие-то незначительные «зацепки», чтобы под тем или иным предлогом «притормозить» выделение обещанной России помощь. Почему? Неужели противоречия так серьезны? Нет, утверждают специалисты, просто Пентагон, который тоже должен закончить ликвидацию своих ОВ к 29 апреля 2012 года, не укладывается в отведенные сроки. Несмотря на то, что не имеет никаких ограничений с финансовыми ресурсами. Может быть, ему не с руки помогать России стать лидером в «химическом разоружении»?
Тем не менее, как заявила «РИА Новости» доктор Калинина, с Вашингтоном или без него, но Москва выполнит свои обязательства перед Конвенцией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции