Чем ближе "ядерное досье" Тегерана к рассмотрению в Совете безопасности ООН, тем чаще звучат сенсационные заявления со стороны непримиримых борцов за "свободу иранского атома". В начале апреля президент Махмуд Ахмадинежад сделал первое сенсационное заявление: иранские ученые впервые получили низкообогащенный уран (до 3,5%). Затем президент Исламской республики самолично ввел страну в "клуб ядерных держав". Держать сокровенные знания в секрете Тегеран, как выясняется, не намерен: во вторник духовный лидер страны Али Хаменеи заявил о готовности страны делиться своими ядерными технологиями.
"Возможности Ирана в ядерной сфере являются выдающимся достижением. Исламская республика готова передавать опыт, знания и технологии в этой области другим странам", - заявил аятолла во время встречи с президентом Судана Омаром Баширом. Суданский лидер не преминул отреагировать на столь заманчивое предложение. Он высоко оценил иранские устремления, назвав программу обогащения урана большой победой исламского мира.
Напомним, что раннее главный иранский переговорщик Али Лариджани пригрозил порвать сотрудничество с МАГАТЭ, как только в отношении Тегерана будут введены санкции. Совет Безопасности ООН дал Ирану время до 28 апреля, чтобы приостановить обогащение урана, сообщает британская служба Би-би-си. В случае неповиновения Соединенные штаты не исключают возможности введения жестких мер в отношении Ирана.
В самом Тегеране в возможность введения жестких санкций, похоже, не верят. "Маловероятно, чтобы Совбез ввел санкции в отношении Ирана", - считает президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Подобный шаг, по его мнению, только навредит странам, которые на него решатся. "Я считаю маловероятным, что они окажутся настолько иррациональными, - пояснил иранский президент. - Те две или три страны, которые настроены решительно против нас, достаточно рациональны, чтобы не совершать столь серьезной ошибки".
Иранский лидер недвусмысленно дал понять: если Запад продолжит чинить препятствия на пути реализации иранской ядерной программы, то Тегеран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия, резюмирует "Российская газета".
Москва – Тегеран: бессмысленные отношения?
Что касается перспектив построения совместного предприятия (СП) на территории России, то жирную точку в этом вопросе поставил лично президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. СП не быть - таков приговор. По словам иранского лидера, данный проект "был актуален шесть месяцев назад, но в настоящее время ситуация изменились".
Как сообщает газета "Время новостей", заявление иранского президента поставило под вопрос авторитет России, которая в последние месяцы вела с Тегераном напряженные переговоры. В феврале глава "Росатома" Сергей Кириенко побывал в Тегеране и привез оттуда радостную весть о достижении принципиальной договоренности. В феврале - марте в Москве сменяли друг друга делегации Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана. Теперь получается, что секретарь ВСНБ Али Лариджани и его заместитель Али Хоссейни-Таш живо обсуждали со своим российским коллегой Игорем Ивановым проект с истекшим сроком "актуальности".
Как сообщил "Времени новостей" источник в "Росатоме", надежд на то, что Иран пойдет навстречу требованиям международного сообщества и хотя бы на время остановит работы по обогащению урана, "похоже, уже не осталось". По словам собеседника, "Россия по-прежнему пытается договориться о создании СП". Однако "и в этом случае Тегеран заявляет, что не остановит работы в своей стране", что лишает, по мнению издания, российскую инициативу всякого смысла. В то же время президент Ирана подчеркнул, Тегеран по-прежнему готов сотрудничать с Россией в других областях.
"Со времен Гитлера мы не сталкивались с такой угрозой"
Масла в огонь иранского "ядерного костра" подлило очередное заявление тегеранского лидера. "У нас есть ядерные технологии, мы можем обогащать уран, мы - ядерное государство", - уже не в первый раз заявил Махмуд Ахмадинежад, выступление которого в прямом эфире транслировал телеканал "Аль-Арабия". Затем, правда, добавил, что ядерную энергию Тегеран намерен использовать исключительно в мирных целях.
На выпад Ахмадинежада тут же среагировал министр обороны Израиля Шауль Мофаз. Ядерную программу Ирана он назвал самой серьезной угрозой для еврейского народа со времен Холокоста. "Мир не должен ждать. Он должен сделать все необходимое на дипломатическом уровне для того, что остановить ядерную программу", - сказал Мофаз.
Однако в решении проблемы "иранского атома" Израиль, судя по заявлениям представителей руководства страны, предпочитает воздерживаться от самостоятельных шагов и оставляет роль "первой скрипки" Соединенным Штатам. Напомним, что четверть века назад Израиль покончил с ядерными амбициями Саддама Хусейна, разбомбив строившийся иракский реактор "Озирак".
Пока же Израиль намерен следить за Ираном из космоса. Спутник "Eros-B", выведенный на орбиту с помощью российской ракеты-носителя, расширит возможности Израиля в сфере сбора разведывательной информации, заявил министр обороны Израиля Шауль Мофаз.
Ранее со ссылкой на анонимный источник в оборонном истеблишменте Израиля агентство Ассошиэйтед Пресс распространило сообщение, в котором утверждалось, что одной из задач спутника, стартовавшего с дальневосточного космодрома "Свободный", будет сбор сведений о ядерной программе Ирана.
Удар не исключается? Кто нанесет его первым
Вчера респектабельное издание "Нью-Йорк таймс" сообщило: Иран фактически указал на дверь международным инспекторам и главе МАГАТЭ Мохаммеду аль-Барадеи, недавно посетившему Тегеран. Иранские представители якобы отказались отвечать на вопросы о секретных разработках в сфере обогащения урана, что, в свою очередь, только предало аль-Барадеи решимости. Теперь глава МАГАТЭ вроде бы готов выйти на трибуну Совбеза с признанием того, что Иран за отведенный ему месяц не сделал ни шага навстречу международного сообществу.
В свою очередь Соединенные штаты не исключают "всех сценариев развития событий", хотя и не рассматривают возможности прямого удара по Тегерану, сообщает американское издание "Хьюстон Кроникл". По мнению госсекретаря США Кондолизы Райс, нынешний режим Ирана ведет к изоляции. "У нас нет проблем с иранским народом. Мы за то, чтобы он интегрировался в международное сообщество. В то же время мы видим, что нынешний режим Ирана изолирует народ этой страны от международного сообщества", - отметила госпожа Райс.
Вашингтон по-прежнему придерживается "дипломатического пути урегулирования проблемы", подчеркнула госсекретарь. И все же ее слова о том, что международное сообщество не разрешит Тегерану "овладеть технологиями разработки атомного оружия, прикрываясь мирной ядерной программой", позволяют сделать вполне определенные выводы, считает газета "Время новостей".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников