Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Последний в списке лауреат Нобелевской премии по литературе 2005 года, английский драматург Гарольд Пинтер, который давно бросил писать абсурдисткие пьесы и с головой ушел в политику. Весь недюжинный темперамент он бросил на борьбу с Америкой. В том отчаянии, с каким Пинтер кинулся на войну со сверхдержавой, есть абсурд Дон-Кихота, который пришпорил коня и направил копье против мельниц.
Пинтер не гнушается даже тем, чтобы встать на ящик в лондонском Гайд-парке, где он свистит в два пальца, требуя отставки Тони Блэра за его проамериканский курс.
Казалось бы отчаянная критика США и экстравагантные выходки абсурдиста - личное дело самого Пинтера, но вот какая штука.
Вокруг Пинтера сложилась атмосфера глубокой интеллектуальной вражды, которую демонстрируют сегодня культурные элиты сразу нескольких стран Европы, во главе с английским истеблишментом. Вот только один пример - хваленое Би Би Си, «забыло» сообщить своим зрителям о том, кто стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, о чем со смехом поведал сам лауреат на последней пресс-конференции в итальянском Турине, где ему была только что вручена престижная премия «Европа-Театру».
Странным образом к этому кольцу глухой вражды примкнула и часть нашей прессы. Ни одна поисковая система от Яндекса до Рамблера не выдаст на гора элементарное, - традиционную Нобелевскую речь лауреата. Она существует только на английском языке. Между тем, это может быть одна из самых коротких речей в истории нобелевских церемоний: Пинтер как на грех оказался в больнице, и врач дал на написание речи только 10 минут.
Пинтер остался верен себе, с больничного ложа и мировой трибуны он в очередной раз призвал Европу к неповиновению диктату Америки. «Я пишу, чтобы увидеть тот день, когда найдутся силы подняться против американского влияния. Я хотел бы видеть Европу такой, как Латинская Америка, способную к сопротивлению перед американской силой в экономике и политике».
По состоянию здоровья 75-летний драматург не смог приехать в Стокгольм, но явился в Турин, где было аккредитовано около 600 журналистов со всего мира.
Кстати, кроме Нобелевской речи, в нашей прессе практически нет ничего и о его филиппиках против США и Тони Блэра, сказанных в Турине, где он назвал премьер-министра лунатиком, бредущим на веревочке Буша.
Пожалуй, определеннее всех высказал как-то общее отношение к поведению Пинтера наш известный поэт Лев Лосев, диссидент, живущий преимущественно в США, но частый гость и на родине. Так вот, он посетовал на то, что Пинтер оставил творчество и ушел в политику, пишет дрянные политические стишки и мягко говоря, свихнулся, видимо «природе, ради баланса, требуется отвести участок мозга особо одаренных людей под чистую дурость».
Эта реплика весьма характерна.
У нас всегда любили диссидентов и ценили любые протесты. Че Гевара, Джон Леннон, Солженицын, Лех Валенса, а сегодня Лимонов или турецкий писатель Памук - всегдашние любимцы масс-медиа. Смена симпатий, отражает глубинные перемены в сознании нашей культурной элиты: отныне бал правит сервилизм. Оказалось, что чертов Владимир Ильич был прав, когда говорил о том, что демократия есть род зависимости от денежного мешка. Оказалось, что рубль контролирует общество гораздо гуще, чем компетентные пресловутые органы времен СССР, выяснилось, что зависимость от работодателя еще более короткий поводок, чем зависимость от правящей партии.
Наконец, выяснилось, что талант это независимость.
Между тем Пинтер кричит прописные истины о том, что бомбардировки Югославии безумны, что двойные стандарты в политике - аморальны, что как только сандинисты были отброшены от власти, в Никарагуа открылось несколько сот казино, что война в Ираке - позор, а Гаагский трибунал - лицемерие, что после того как английский парламент принял закон о запрете любых форм протеста перед зданием парламента говорить о свободе слова в Англии смешно и так далее.
Семью наших знакомых музыкантов из Лондона последние полгода систематически преследуют черные подростки. В полиции избитым выдали по звуковой сирене, размером с сигару, которую надо включать, когда тебя начинают пинать ногами. А газовый баллончик? Ни, ни, оказывается, они в Великобритании запрещены.
И не рассказывайте своим друзьям, что вас преследует черные, это дурной тон.
Дурным тоном признали в Америке фильмы голландца Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» и особенно «Догвилль», где Триер пригвоздил огромными гвоздями к стене идею политкорректности. Случилось неслыханное, против Триера выступили кинематографисты, и его фильмы не рекомендованы к широкому показу в США. Их обвинили в предвзятости, аморальности, нечестности, глупости и как последний аргумент - Триер никогда не бывал в Америке, и потому де не имеет права сминать то, что снимает.
То есть цензуру подают как борьбу совести против бессовестных.
Гарольд Пинтер наплевал на такую вот совесть, которая не рекомендует называть белое белым, а черное - черным. Взгромоздившись на ящик мирового Гайд-парка, он кричит во всю глотку о том, что думает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции