МОСКВА, 20 апр - РИА Новости, Ольга Липич. В Московском патриархате выражают надежду на скорое воссоединение с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ).
"Надеюсь на то, что воссоединение произойдет", - сказал зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на пресс-конференции в РИА Новости, отвечая на вопрос об ожиданиях от Всезарубежного и Архиерейского Соборов РПЦЗ, которые пройдут в мае этого года в США.
Дальнейшие отношения с Церковью в Отечестве станут главной темой 4-го Всезарубежного Собора, на который архиереи, клир и миряне РПЦЗ съедутся впервые с 1974 года.
По словам Чаплина, большинство духовенства и мирян Зарубежной Церкви (особенно те, кто начал посещать храмы РПЦЗ в последние 15 лет, оказавшись за рубежом после распада СССР), - "самым искренним образом поддерживают идею воссоединения".
"К сожалению, можно предвидеть, что если воссоединение произойдет, часть несогласных с ним мирян и, возможно, священников Русской Зарубежной Церкви, начнут создавать какие-то юрисдикции", - отметил представитель Московского патриархата. Он выразил надежду, что если такой процесс и начнется, то не примет значительных масштабов.
"У нас в Церкви противников воссоединения, думаю, нет", - заявил Чаплин.
"Конечно, есть те, кто по своим политическим или псевдорелигиозным мотивам пытается сорвать процесс восстановления единства. Но эти люди не имеют отношения ни к Московскому патриархату, ни к Русской Зарубежной Церкви", - убежден священнослужитель.
Другой участник пресс-конференции, главный редактор журнала "Раша Профайл" Андрей Золотов, в свою очередь, отметил, что сопротивление воссоединению с Московским патриархатом в РПЦЗ имеет определенные психологические корни.
"В Зарубежной Церкви мы имеем дело в том числе с людьми, для которых на протяжении 80 лет смысл жизни сводился к противостоянию Москве и Московскому патриархату в частности. На этом противостоянии выросла целая субкультура", - пояснил Золотов.
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло вследствие революции и гражданской войны в России в 20-х годах прошлого века. Тогда часть иерархов, оказавшихся в эмиграции, отказалась подчиняться Священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических гонений на Церковь в большевистской России.