Рейтинг@Mail.ru
Россия может занять четверть мирового ядерного рынка по поставкам урана - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия может занять четверть мирового ядерного рынка по поставкам урана

Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня цена на уран настолько высока и так резко поднялась за последние два года, что развивать подобное производство в России можно и нужно, и мы этим уже занимаемся.

Интервью с первым заместителем генерального директора ОАО "Техснабэкспорт" Алексеем Григорьевым.


Алексей Антонович, в каких регионах мира Россия может активно усиливать свое присутствие на рынке ядерных услуг - продажа уранового сырья, топлива, в общем на рынке ядерно-топливных услуг?

Если говорить о тенденции развития ядерной энергетики в мире, я считаю что будущее в этом плане за странами Азиатско-тихоокеанского региона, поскольку как минимум три станы АТР - Япония, Южная Корея и Китай, активно развивают свою ядерную энергетику. В Корее и Японии уровень выработки энергии на АЭС довольно высок, у них много энергоблоков в работе и много запланировано построить. В Китае развитие ядерной энергетики только начинается, но у них большие планы. АТР - это регион, в котором услуги ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) будут в будущем востребованы. Но, помимо названных мной трех стран, где

Техснабэкспорт уже присутствует - в Корее у нас от 30% до 35% рынка услуг по обогащению урана, а в Японии уже больше 10% рынка и мы продолжаем наращивать нашу контрактную базу, в этом регионе очень много стран заявили о том, что они собираются активно развивать собственные гражданские ядерные программы. Среди них Вьетнам, Индонезия и Индия. Турция заявила о своем желании строить АЭС, в Иране возводится атомная станция, несмотря на все, что происходит вокруг ядерной программы Исламской республики. На мой взгляд, для России именно АТР сейчас наиболее перспективен в плане заключения новых контрактов по услугам ЯТЦ.

А какие проекты сейчас обсуждает Техснабэкспорт со странами АТР?

Мы продолжаем развивать наши отношения с Японией. В последнее время был проведен ряд рабочих встреч, которые дают надежду на то, что в 2006-2007 гг. портфель российских заказов в Японии будет увеличен и по качеству услуг ЯТЦ и по количеству (их ценовой стоимости). Сейчас у нас 10% японского рынка, а перспективная цель -  к концу текущего десятилетия занять до 20-30% ядерно-энергетического рынка Японии. В денежном выражении это десятки миллионов долларов в год, приближающиеся к сотням. Мы подписываем новые контракты с Японией каждый год. Сейчас на японском рынке лидирующие позиции занимают американцы, и конкурируем мы в основном с США. Но в Японии все больше и больше начинают действовать и другие компании, в том числе французская АРЕВА, консорциум УРЕНКО.

В мире сегодня  четыре основных игрока на рынке услуг ЯТЦ - Северный европейский консорциум УРЕНКО, Южный европейский консорциум ЕВРОДИФ, Американская обогатительная корпорация и Росатом. Россия всегда выступала за то, чтобы на рынке ядерных услуг какой-либо страны присутствовали все четыре корпорации, и мы не ставим задачи полного вытеснения с этого рынка наших конкурентов, не ставим задачи доминирования на 100%.

К примеру, в Японии распределение не равномерное, там доминируют сегодня американцы, а мы хотели бы, чтобы в Японии присутствовал и Росатом. Тем более что японцы также выступают за диверсификацию поставок в рамках услуг ЯТЦ. То есть в идеальном случае все четыре вышеперечисленные корпорации могли бы иметь 25% рынка Японии. А там сейчас на 80% доминируют США. Конечно, идеального разделения рынка не может быть, но стремиться к этому надо. Мы, к примеру, сегодня поставляем почти 100% ядерного топлива для некоторых восточно-европейских стран. А эти страны присоединяются к Евросоюзу, который в лице своего агентства по снабжению ЕВРОАТОМ никогда не потерпит, чтобы эти страны на 100% зависели в ядерных топливных поставках только от России.

Мы должны это понимать. Конечно, американцам также хотелось бы остаться в Японии на 80% процентов, но этого не получится. То же самое будет и в Восточной Европе - уменьшение доли России за счет увеличения доли кого-либо еще. К этому и ведет свободная конкуренция, а не ограничительные рогатки, которые сегодня имеют место в США  Западной Европе.

Что может Россия предложить другим странам на ядерном рынке в технологиях?

Наша технология заключается в использовании центрифужного метода разделения изотопов урана. Сегодня в мире этот метод признан наиболее эффективным и энергосберегающим. Конечно, есть другие способы разделения изотопов урана, в частности лазерные, но применять их в промышленном масштабе пока не удается по ряду технологических причин. Так что я вполне уверен, что именно российские технологии залог нашего успеха и конкурентоспособности российских услуг ядерно-топливного цикла в мире.

В российской ядерной энергетике одна из серьезных проблем - урановое сырье, которого не хватает. Как планируется разрешить эту проблему?

Нехватка уранового сырья - действительно большая проблема, все более и более встающая перед нашей атомной энергетикой. Помимо проблемы обеспечения сырьем наших АЭС на международном рынке все более и более востребованными являются не услуги по обогащению урана из материала заказчика, а именно низкообогащенный уран как продукт, сделанный из нашего уранового сырья, это очень важно и это сейчас нас беспокоит. В основном запасы урана Советского Союза остались в Узбекистане, Казахстане и на Украине. Наше Стрельцовское месторождение - единственное крупное в России. Оно уже эксплуатируется более 30 лет и значительное количество запасов урана уже выработано. Я не думаю, что у этого месторождения большое будущее, руды там, по сравнению с канадскими, бедные, себестоимость добычи высокая.

Техснабэкспорт ищет возможности кооперации с развитыми в этом отношении странами, мы пытаемся найти современные технологии геологоразведки и добычи урана с тем, чтобы использовать их в России. Конечно, в нашей стране есть руды и ураноносные породы. Но Россия - огромная страна, и в тех места, где известно сегодня, что есть уран, нет никакой инфраструктуры. Поэтому его добыча и транспортировка сегодня представляется довольно проблематичной задачей. Наша цель - найти те места, где разработка урановых месторождений будет эффективна и добыча будет рентабельна.

Сегодня цена на уран настолько высока и так резко поднялась за последние два года, что развивать подобное производство в России можно и нужно, и мы этим уже занимаемся. Но это затянется на несколько лет и выльется в очень большие капиталовложения, а отдача, даже если сегодня мы будем вкладывать, появится не ранее чем через 10-15 лет. Однако мы должны понимать, что обустройство этих месторождений - это инвестиции в развитие отрасли, которая является частью промышленности высоких технологий. Это окупится сторицей.

Одно из наиболее перспективных направлений в области добычи урана - сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном. Сейчас в области добычи урана в Казахстане доминируют иностранные компании, но по постепенно начинается поворот "лицом к России". Если раньше РФ по ряду причин не могла инвестировать в уранодобывающую промышленность этих стран, то сегодня все изменилось, изменилась и цена на уран.

Мы планируем работать и в дальнем зарубежье, но нельзя объять необъятное. Если позволят возможности, мы будем добывать уран и в Африке и в Южной Америке и в Австралии. Сегодня очень важно расставить приоритеты, поскольку колоссальные инвестиции необходимо вливать и в геологоразведку урановых месторождений в нашей стране, и в добычу урана в других странах.

Бедовал спец. корреспондент РИА Новости Андрей Резниченко.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала