Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.
Без сомнения, текущий год в России можно без преувеличения назвать годом космоса. 45 лет со дня первого в истории полета человека на орбиту Земли, 60 лет отечественной ракетно-космической промышленности. Кроме того, - признанное лидерство России в запусках спутников на орбиту. И, наконец, - начало реализации самой масштабной за последнее время космической программы, рассчитанной на целое десятилетие и охватывающей все направления космонавтики, как пилотируемые полеты, так и автоматические аппараты.
Вместе с тем, полярность высказываний официального Роскосмоса и руководства флагмана российской космонавтики – Ракетно-космической корпорации «Энергия» (РКК) заставляет поставить вопрос, вынесенный в заголовок.
Вряд ли стоит серьезно дискутировать на тему, нужно или не нужно человеку летать на Луну и другие планеты. Прагматизм в данном случае не поможет. Как не помогли мольбы и увещевания заплаканных подруг отговорить нашего далекого предка сплавать на соседний остров, затем открыть новый континент, затем… Стремление к познанию безмерно и вечно.
Но «у России нет специальной программы по изучению и использованию Луны, - неожиданно заявил накануне Международного дня авиации и космонавтики 11 апреля руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, - поскольку этот путь нами уже пройден 30 лет назад, когда было осуществлено много запусков космических аппаратов, в том числе, с посадкой на Луне…». Он считает, что повторять этот путь нецелесообразно, однако, Россия готова «помочь китайским партнерам, а Пекин планирует отправить на Луну тайкунавтов ориентировочно в 2017 году». «Кроме того, - добавил Перминов, - ««Роскосмос» уже получил официальное приглашение от НАСА участвовать в реализации американских планов».
Мысли интересные, но.
Во-первых, то, что было сделано 30 лет назад, составляет микроскопическую частицу того, что мы хотели бы узнать о Луне сегодня. Во-вторых, как ни казалась бы амбициозной и результативной китайская программа, достижениям этой страны в области пилотируемых полетов еще весьма далеко до уровня СССР 30-летней давности. Поэтому, сегодняшнее полноценное участие России в китайской лунной программе – явный шаг назад.
Что касается американцев, то пока на поверхности не видно ни одного вразумительного плана межпланетных полетов. Кроме того, руководство НАСА недавно призналось, что на сегодняшний день вопрос, зачем лететь на Луну, остается без ответа.
Таким образом, единственной точкой приложения усилий наших космонавтов остается Международная космическая станция (МКС) как конечная остановка, во всяком случае, на длительную перспективу.
Однако у «Энергии» совсем другие планы. В середине апреля руководство Корпорации представило концепцию программы развития пилотируемой космонавтики в России на ближайшие 25 лет.
Документом предусматривается, что первый этап пилотируемой лунной программы будет осуществляться с использованием кораблей «Союз», ракет-носителей «Союз-ФГ» и «Протон», разгонных блоков типа ДМ. «Российский сегмент Международной космической станции при этом должен использоваться как сборочная площадка для межорбитального космического комплекса перед его полетом к Луне», - считают в РКК. «Такой подход позволит уже в ближайшее время реализовать высадку первых экспедиций на Луну», - полагают в РКК.
На втором этапе лунной программы предполагается создать постоянно действующую многоразовую лунную транспортную систему. В нее войдут пилотируемые космические корабли на базе перспективного корабля «Клипер» и межорбитальные буксиры с жидкостными реактивными двигателями для организации перелетов пилотируемых кораблей между околоземной и окололунной орбитальными станциями. Для транспортировки больших грузов планируется использовать буксиры с электрореактивными двигателями и крупногабаритными солнечными батареями. На этом же этапе предполагается создать постоянную лунную орбитальную станцию с базирующимся на ней многократным лунным взлетно-посадочным модулем.
На третьем этапе - на Луне будет создана постоянная база, с которой начнется промышленное освоение спутника Земли.
C лунной программой тесно увязана и марсианская.
«При разработке марсианского комплекса мы частично используем уже наработанные за десятилетия технологии, в частности, двигатели на базе электрореактивной тяги, которые уже применяются на спутниках связи. Большие солнечные батареи были отработаны на орбитальном комплексе «Мир», - заявил руководитель «Энергии» Николай Севастьянов.
Новый марсианский комплекс «с большим запасом топлива-ксенона сможет доставлять пилотируемые экспедиции на Марс», подчеркнул глава РКК.
Севастьянов, однако, отметил, что необходимо создать и новые элементы - взлетно-посадочный модуль для поверхности Марса. Он сообщил, что программа освоения Марса будет проходить в три этапа: испытание комплекса при полете на Луну, пилотируемый полет к Марсу, но без высадки экипажа на поверхность, и только затем высадка людей на Марс. Средствами выведения элементов комплекса на орбиту до 2010 года будут служить ракеты-носители «Союз-ФГ» и «Протон», а после 2010 года - модернизированные «Союзы-2» и новые ракеты «Ангара».
Обслуживать создание комплекса на орбите до 2015 года будут пилотируемые корабли «Союз» и грузовые «Прогрессы», а с 2015 года предполагается ввести в эксплуатацию систему «Клипер».
Первую экспедицию на Марс в РКК «Энергия» планируют осуществить в 2020-30 годы.
Если эта программа найдет понимание в Роскосмосе, то вопрос о месте России в «большом космосе» отпадет сам собой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции