"Золотая Маска" — всероссийский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий лучшие спектакли страны во всех видах театрального искусства: драматический и кукольный театр, опера, балет, оперетта/мюзикл, современный танец. "Золотая Маска" — Национальная театральная премия, которая вручается лучшему спектаклю сезона, лучшему режиссеру, хореографу, дирижеру, художнику, актерам.
АНО Фестиваль "Золотая Маска" — организатор Фестиваля и Премии "Золотая Маска". Кроме того, АНО Фестиваль "Золотая Маска" проводит разного рода проекты, фестивали, акции. Среди них фестиваль "Лучшие спектакли в городах России", программа для зарубежных театральных критиков Russian Case, фестиваль обширная международная программа, мастер-классы, семинары и круглые столы в рамках спецпрограммы фестиваля.
Профессиональная театральная премия была учреждена Союзом театральных деятелей в 1994 году. На первой же пресс-конференции председатель Союза Михаил Ульянов подчеркнул, что учрежденная премия должна быть независимой, ее будут вручать "профессионалы профессионалам". К тому времени уже существовала "Хрустальная Турандот", но это инициатива частная, осуществляемая на деньги спонсоров (т.е. премия меценатских симпатий). Поскольку мерилом времени в театре является сезон, то конкурируют на "Золотой Маске" премьеры года.
Название "Золотая Маска" поначалу не казалось удачным, но художник Олег Шейнцис сумел материализовать идею театральной премии просто, красиво и остроумно. Взяв за основу венецианскую маску, он придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державности органично "вписался" в символ европейского театра. Под красной шапочкой арлекина ("во лбу" шапочки горит "третий глаз" - еще одна маска) разлетаются в стороны золоченые орлиные крылья. Нарядная, праздничная "маска" на темном, блестящем, как зеркало, фоне, взята в квадратную рамку.
Первая "Маска" ограничилась вручением премий и включала только московские спектакли. Тогда еще не был создан институт Экспертного совета и определение лучших спектаклей, претендентов на частные номинации, велось с помощью анкетирования. Были разосланы анкеты по театрам Москвы и жюри учитывало мнения как практиков, так и критиков. Расхождений во взглядах практикующих и критикующих не наблюдалось.
Список претендентов на соискание "Золотой маске" сейчас – это срез свершений сезона.
Быть может, точнее других выразил отношение к премии Александр Феклистов, который первым в 1994 году получил "Золотую Маску" за лучшую мужскую роль – Башмачкина в одноименном спектакле:
- У сапожника спросили: какие сапоги самые лучшие?
- Те, - ответил мастер, которые похвалит другой сапожник…