В понедельник, 17 апреля, пройдет церемония вручения театральной премии "Золотая маска". По традиции, объявлению лауреатов ежегодного конкурса предшествует фестиваль номинантов. В этом году фестиваль проходил с 29 марта по 16 апреля, в нем приняло участие 42 театра из 11 городов России, конкурсные работы демонстрировались на 23 московских площадках.
"Золотая маска", учрежденная в 1994 году Союзом театральных деятелей России, присуждается за лучшие работы сезона во всех видах сценического искусства: драма, опера, балет, оперетта, мюзикл, театр кукол. Победителей определяет два коллектива жюри. Жюри по драматическому и кукольному театру в этом году возглавляет художественный руководитель Российского академического молодежного театра, режиссер Сергей Бородин, жюри музыкального театра - танцовщик и хореограф Владимир Васильев.
Если в прошлом году церемония вручения премии была выдержана в спортивном духе, то в этом году имя организатора Дмитрия Бертмана сулит нечто экстравагантное. Художественный руководитель театра "Геликон-опера" известен своими радикальными решениями и мастерскими массовыми хоровыми сценами.
Единственное, что точно известно про церемонию – проходить она будет на новой сцене Большого театра. Остальные детали хранятся в строжайшем секрете.
Несмотря на то, что голосование проходит в ночь накануне церемонии, есть почетные номинации, победители в которых оглашаются заранее. Так в номинации "За честь и достоинство" премию возьмут актриса Большого драматического театра им. Товстоногова из Санкт-Петербурга Людмила Макарова и народная артистка России, актриса Ярославского театра драмы им.Федора Волкова Наталья Терентьева.
Победителем в номинации лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2005 году, объявлен спектакль "Эмилия Галотти" (Дойчес Театр Берлин) режиссера Михаиля Тальхаймера. "Золотой маской" в номинации "За поддержку театрального искусства России" в этом году награждается президент Башкирии Муртаза Рахимов и Сбербанк России.
По словам обозревателя "Независимой газеты" Майи Крыловой, эта номинация может стимулировать интерес к провинциальному искусству: "Этой премией награждаются именно те главы регионов, которые активно помогают культуре. Это достаточно престижная премия".
Майя Крылова, председатель экспертного совета по музыкальному театру, балетный критик, в преддверии "Золотой маски" дала интервью радиостанции "Маяк", в котором рассказала обо всех нюансах выбора жюри в этом году. К примеру, по словам Крыловой, лауреата в оперных номинациях выбирать было несложно, сезон был очень насыщенный и оперная режиссура сейчас на подъеме, представлено целых 9 спектаклей ("Волшебная флейта" Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа; "Дети Розенталя" Большой театр, Москва; "Кармен" Театр оперы и балета, Пермь; "Мадам Баттерфляй" Большой театр, Москва; "Путешествие в Реймс" Мариинский театр, Санкт-Петербург; "Соловей" Театр оперы и балета, Пермь; "Травиата" Театр "Санктъ-Петербургъ Опера", Санкт-Петербург; "Тристан и Изольда" Мариинский театр, Санкт-Петербург; "Упавший с неба" Театр "Геликон-опера", Москва).
А вот в балете прошедший сезон был не очень удачным. По мнению Крыловой, "с хореографами у нас большая проблема". Тем не менее, в балетных номинациях представлены 6 спектаклей: "Approximate Sonata" Мариинский театр, Санкт-Петербург; "Reverence" Мариинский театр, Санкт-Петербург; "Анна Каренина" Театр Балета Бориса Эйфмана; "Болт" Большой театр, Москва; "Ромео и Джульетта" Театр оперы и балета, Красноярск; "Сон в летнюю ночь" Большой театр, Москва. Балетный критик посулила победу в современном танце Евгению Панфилову из Перми с балетом "Клетка для попугаев".
Рекордсмен по числу номинаций в этом году - режиссер Кирилл Серебренников. На "Золотую маску" выдвинуты сразу два его драматических спектакля – "Изображая жертву" (в номинации за "лучшую режиссуру" и "лучший спектакль малой формы") и "Лес" (в номинации за "лучшую режиссуру" и "лучший спектакль малой формы"). Его соперники Петр Фоменко, Сергей Женовач и Валерий Фокин уже были награждены этой премией.
Критики предсказывают победу в номинации лучшая мужская роль Алексею Левинскому за "Сцены из деревенской жизни" или Василию Бочкареву за "Последнюю жертву".
В женской номинации столкнулись две величайшие актрисы, сыгравшие мужчин. Алиса Фрейндлих воплотила роль умирающего маленького мальчика в спектакле "Оскар и Розовая дама". Марина Неелова в свою очередь показала высокий актерский пилотаж в образе Акакия Башмачкина в "Шинели" Гоголя. Вот тут жюри действительно придется призадуматься, которой из прим отдать почетный приз.
По словам близких Алисы Бруновны, вжиться в роль (а она уже играла роль мальчика в пьесе "Малыша и Карлсон") ей помог ее двенадцатилетний внук. Она беседовала с ним и записывала эти разговоры на диктофон.
Посмотрев Марину Неелову в роли Башмачкина, знаменитый польский режиссер Анджей Вайда сформулировал: "Не нужно заблуждаться, полагая, будто у актера есть пол. Он актер! Я видел Марину Неелову в очень многих спектаклях "Современника", и везде она играет хорошо. Но то, что она делает в "Шинели", – невероятно!"
Среди номинантов этого года масса других известных имен, которые прозвучат сегодня на новой сцене Большого театра.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников