О космосе снимали и писали – документальные фильмы, научную фантастику или откровенный вымысел. Эта тема всегда привлекала и будоражила умы. В этом году кинематографисты ведущих телекомпаний мира - Первого канала (Россия), Би-Би-Си (Великобритания), National Geographic (США) и NDR (Германия) – сделали подарок любителям космоса, выпустив в прокат новый художественно-документальный фильм "Битва за космос".
Сюжет фильма, как отмечает "Независимая газета", заключается в противостоянии двух политических систем, персонифицированных в двух исторических персонажах – главном конструкторе ракетных систем Сергее Королеве и бывшем нацистском ученом Вернере фон Брауне, работавшем после Второй мировой войны на американцев.
Большая часть съемок проходила в Румынии. Эту страну выбрали основной съемочной площадкой, потому что там сравнительно легко можно найти подходящую "иностранную натуру". Здесь встречаются городские кварталы, полностью стилизованные "под Америку", замечает Правда.ру.
Сопродюсер проекта Олег Вольнов заявил, что создатели фильма стремились к максимальной исторической достоверности, использовали архивные документы, свидетельства очевидцев и практически полностью реконструировали события недавнего прошлого.
Однако без "киноляпов" и здесь не обошлось. Так, в фильме утверждается, что после гибели Владимира Комарова "спустя два месяца погибает Гагарин" (хотя на самом деле Комаров погиб 24 апреля 1967 года, а Гагарин 27 марта 1968 года).
Внимательные наблюдатели заметили также, что нацистскую ракету ФАУ-2 по оккупированной в 1944 году Бельгии в фильме возит вполне себе советский "ЗИЛ" 60-х годов, а в сцене возвращения Гагарина с орбиты присутствуют колхозники, почему-то собирающие пшеницу (хотя действие фильма разворачивалось в апреле). Да и Гагарин не мог, как это показано в фильме, во время старта напевать в скафандре "Родина слышит, Родина знает, как ее сын в облаках пролетает..." – просто из-за перегрузок, которые испытывает в этот момент каждый космонавт. Песню он пел немного позже, уже спускаясь на парашюте на Землю, отмечает "НГ".
Как отмечает украинская газета "Завтра", к работе над фильмом не был приглашен ни один научный консультант со стороны космической отрасли. Первые придирчивые зрители разглядели, что фуражка одному из героев велика на два размера, а сам Главный конструктор предстает в фильме эдаким щеголем. Однако ситуация с костюмами вскоре прояснилась: продюсеры Первого канала признались, что вагон со съемочным реквизитом бесследно исчез на границе с Румынией и приходилось обходиться тем, что можно было достать на месте.
Они снимали о космосе
"Солярис", 1972, режиссер Андрей Тарковский.
В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка "Каток и скрипка", на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. В годы учебы снял ряд к/м фильмов ("Убийцы" и др.).
Андрей Тарковский - автор и соавтор сценариев "Антарктида - далекая страна", "Один шанс из тысячи", "Гофманиана", "Берегись! Змей!". Снялся в фильмах "Мне 20 лет", "Сергей Лазо". Картина "Страсти по Андрею" с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием "Андрей Рублев", была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Ленинской премии (посмертно).
"Солярис" – это экранизация одноимённого романа популярного польского писателя-фантаста Станислава Лема о контактах с внеземной цивилизацией сделана с истинной философской глубиной, сопоставимой с необъятным миром космоса. Фильм был удостоен Большого специального приза на Международном Каннском кинофестивале 1972 года, приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах 1972 года и премии за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме 1973 года.
Сам Тарковский видел главный смысл фильма в его нравственной проблематике: "Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и т. д.".
"Через тернии к звездам", 1980, авторы сценария - Кир Булычев, Ричард Викторов. Консультантом фильма выступил летчик-космонавт Владимир Шаталов.
Действие фильма происходит в 2222 году. Люди Земли объединились в единую семью, сохранили и обновили природу, невиданных высот достигли наука и техника, звездолеты землян со сверхсветовой скоростью бороздят просторы Вселенной, люди вступили в контакт с представителями внеземных цивилизаций. В таинственных глубинах Вселенной патрульный звездолет "Пушкин" обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. На корабле находят полностью разрушенную лабораторию по клонированию человекоподобных существ. Среди погибших инопланетян оказывается один выживший искусственный гуманоид - девушка Нийя, внешне очень похожая на человека.
"Кин-дза-дза", 1986, авторы сценария Реваз Габриадзе и Георгий Данелия. В главных ролях - Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе.
Георгий Данелия (р. 1930), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист России (1974). Родился 25 августа 1930 в Тбилиси. В 1955 окончил Московский архитектурный институт, затем Высшие режиссерские курсы при "Мосфильме". С 1959 работал как
режиссер на "Мосфильме". Фильмы: "Сережа" (1960, совместно с И. В. Таланкиным), "Я шагаю по Москве" (1964), "Не горюй!" (1969), "Афоня" (1975), "Мимино" (1978), "Осенний марафон" (1979), "Кин-дза-дза" (1987), "Настя" (1993). Государственная премия СССР (1978).
Фанаты фильма "Кин-дза-дза" насчитали в любимой картине 12 "ляпов". Вот они:
1) Машина перемещения, которая позволяет мгновенно переместится на другую планету, невозможна. Авторы явно незнакомы с теорией относительности.
2) Плюкане заметили вспышку КЦ со своего пепелаца, когда он сам был вне пределов видимости из-за большого расстояния. Из-за оптической аберрации это невозможно ни с какими приборами.
3) Скрипку невозможно склеить руберойдом. Она отклеится обратно при попытке ее использования, даже на жаре.
4) Любой лингвист скажет, что слово Ку не может заменить сразу все слова.
5) Чатлане и пацаки внешне неотличимы. Совершенно не понятно, что мешало пацаку снять этот дурацкий колокольчик или например стащить и надеть синие штаны.
6) Невозможна связь с землей по телефону. Любой сигнал до ближайшей планетной системы идет не менее четырех лет.
7) Пепелац не мог летать с людьми в межпланетном пространстве. Судя по кадрам, он был не герметичен.
8) Люди и плюкане свободно вышли на планету Хануд, но по фильму там было кислорода всего два процента от нормы!
9) Нельзя сделать пожизненный эцих(ящик) без гвоздей. Научно доказано, что любое существо не может функционировать без определенного количества внешних раздражителей. С гвоздями еще можно.
10) Та штука, которой прораб пугал эцилоппа, на трансклюкатор похожа не была. Эцилоппу ли этого не знать?
11) Любой биолог скажет, что живое существо в кактус превратить невозможно.
12) Перемещение во времени научно невозможно. Во всяком случае нельзя туда и потом обратно в то же место из-за "парадокса дедушки".
"Космос как предчувствие", 2005, режиссер Алексей Учитель.
Алексей Учитель - режиссер, продюсер, народный артист, сын известного режиссера- документалиста Ефима Учителя. В 1975 г. окончил ВГИК. В игровом кино дебютировал фильмом "Мания Жизели" (1995). Обладатель премии Российской Киноакадемии "Ника" за лучший игровой фильм 2000 года, выдвигался на соискание премии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм" 2000 года ("Дневник его жены"). Лауреат многих международных и российских кинофестивалей. Последний фильм Алексея Учителя "Прогулка" был отмечен тремя призами Кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге, в том числе призом за "Лучшую режиссуру".
Действие фильма разворачивается в 1957-м году. Время надежд и искренней веры в то, что светлое будущее непременно наступит. Советский спутник посылает звонкие сигналы, говоря миру - мы здесь, мы шагнем еще дальше и выше. На земле, в северном портовом городе, за движением спутника восхищенно следят сияющие глаза Конька и Лары - простодушного ресторанного повара и его подружки-официантки. Течение их нехитрого романа нарушает появление таинственного незнакомца Германа, который точно знает - из этой страны нельзя убежать, из нее можно только улететь. Или уплыть. Ни героев, ни зрителей не покинут Ожидание, Предчувствие, Космос.
"Первые на луне", 2005, режиссер Алексей Федорченко.
Алексею Федорченко 39 лет, он родился в Оренбургской области, окончил Уральский политехнический институт, работал экономистом творческого объединения документальных фильмов Свердловской киностудии "Надежда", затем — руководителем продюсерского управления студии. Получил кинематографическое образование, документальные фильмы снимает с 1999 года.
В марте этого года авторам фильма была вручена Национальная премия Гильдии киноведов и кинокритиков и приз за лучший дебют в июне 2005 года на XV Российском кинофестивале "Кинотавр". А Венецианский фестиваль, прошедший в сентябре, принёс фильму приз "Венеция" в конкурсном разделе новаторских фильмов "Горизонты".
"Первые на луне" - мистификация о якобы готовившемся в 1930-е годы в Советском Союзе космическом полете. "Это фильм о нашем прошлом и иносказательная история о попытке втайне покорить Луну, я не думаю, что с добрыми намерениями, но используя и талант, и добрые стремления людей, — вот это как раз о нас, о социализме, о нашем печальном опыте", — бывший руководитель студии "Надежда" Валерий Савчук.
Как отмечает газета "Известия", международный состав производителей фильма сказался на выборе актеров: главных героев играют иностранцы. Так, роль великого конструктора Сергея Королева отведена английскому актеру Стиву Николсону, знакомому зрителям по роли Демичева в фильме "К-19", где он играл вместе с Харрисоном Фордом. Как отмечают "Известия", американский Королев больше похож на настоящего чем советский в киноэпопее "Укрощение огня". "Кирилл Лавров играет генерального конструктора лучше и ярче американца, но американец лучше и точнее играет настоящего Королева", - пишет издание. Юрия Гагарина (актер Виталий Урсу), рассмотрев больше сотни кандидатур, нашли в Румынии, где и проходили съемки. Россиянам в фильме досталось всего четыре роли.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников