Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.
14 апреля в Минске должно состояться заседание Группы высокого уровня по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), где планируется окончательно согласовать документы по формированию таможенного союза. Украина воздерживается от полного присоединения к этому пакету документов, что заставляет поставить вопрос о возможности существования ЕЭП без участия этой страны.
Основной смысл 38 соглашений, согласование которых ГВУ должна завершить, - создание нормативно-правовой базы для формирования таможенного союза между государствами-участниками. По словам главы Минпромэнерго России Виктора Христенко, над этим пакетом документов работают все четыре страны-участницы – Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Однако последняя готова подписать пока только 11 соглашений, что нарушает принцип пакетности.
Тем не менее, оставшиеся три страны демонстрируют политическую волю к продолжению проекта ЕЭП и намерены в ближайшее время подписать весь пакет этих соглашений. «Россия, Казахстан и Белоруссия не будут ждать, пока Украина решит присоединиться к ЕЭП», - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время недавнего визита в Москву. Президент России Владимир Путин фактически подтвердил это, отметив, что три страны в ближайшее время подпишут первый пакет из 38 документов, который должен лечь в основу формирования ЕЭП.
Более того, Москва, видимо, намерена преломить тенденцию по затягиванию формирования ЕЭП, которое идет уже третий год. В частности, на днях президент Путин поставил перед российским правительством задачу ускорить создание ЕЭП, несмотря на неготовность Украины подписать требуемый пакет документов. Интенсификация процесса, судя по всему, давно назрела и уже необходима. При этом дополнительным стимулом здесь, видимо, стало искусственное торможение со стороны США вступления России в ВТО, что неоднократно отмечал российский президент, - говорит эксперт Фонда «Наследие Евразии» Игорь Кирсанов. - Поэтому Москва заинтересована в реализации альтернативных моделей экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Ключевая идея создания таможенного союза - это снижение таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участниками. Наиболее вероятный на сегодняшний день сценарий формирования таможенного союза в рамках ЕЭП - его создание без Украины - вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, с меньшим количеством участников Белоруссии, Казахстану и России будет легче реализовать свои планы. С другой стороны, по словам Дмитрия Плеханова из Института комплексных стратегических исследований, в случае формирования таможенного союза на основе трех государств, существует вероятность потерять Украину в будущем как потенциального участника ЕЭП. Особенно в случае вступления этой страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Григорий Рапота говорит, что Украина пока не торопится присоединяться таможенному союзу, т.к. это накладывает определенные обязательства в отношении третьих стран. В то же время, по его мнению, в ЕЭП такая разноскоростная интеграция допустима.
Переговорный процесс в рамках вступления стран-участниц ЕЭП в ВТО – сегодня узловая проблема присоединения к таможенному союзу. По словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолия Кинаха, Киев готов пройти первый этап - формирование зоны свободной торговли в условиях ЕЭП (это вышеупомянутые 11 документов) с минимальными таможенными, налоговыми и другими барьерами. Однако на следующий уровень более глубокой интеграции можно идти только после того, как все государства, которые являются участниками ЕЭП, становятся членами ВТО,- считает он.
В то же время, если процесс присоединения к ВТО не будет увязан с переговорами по таможенному союзу, это может негативно сказаться на перспективах ЕЭП, - говорит Плеханов. Существует вероятность, что в дальнейшем стороны просто не смогут согласовать единый таможенный тариф из-за разницы в условиях, на которые они согласились при вступлении в ВТО, - отмечает он.
По мнению Кирсанова, вступление Украины в ВТО и будет означать выход Киева из процесса создания ЕЭП. «Оранжевое» руководство Украины фактически утратило реальный интерес к этой организации, взяв курс на интеграцию с евро-атлантическими структурами и вступление в ВТО раньше России. Однако до присоединения к ВТО Киев будет по-прежнему занимать двойственную позицию и затягивать подписание всего пакета соглашений по ЕЭП, - говорит эксперт.
При этом даже если проект ЕЭП будет продолжаться благодаря политической воле трех, а не четырех стран, им все равно предстоит непростая работа по увязке противоречивых интересов и целей, которые каждая из них стремится достичь при интеграции. К примеру, Казахстан не устраивает тарифная политика России в сфере трубопроводного и железнодорожного транспорта, - отмечает Кирсанов. - А у России есть вопросы к Белоруссии, тормозящей процесс создания совместного предприятия на базе «Белтрансгаза» и зарабатывающей колоссальные экспортные прибыли на дешевых российских энергоресурсах.
Основные трудности формирования таможенного союза могут быть еще впереди, - считает Плеханов. Таможенный союз действительно состоится только после согласования единого таможенного тарифа и создания эффективной системы контроля над его соблюдением. На примере же таможенного союза между Россией и Белоруссией видно, что выполнение последнего условия может быть достаточно проблематичным, - говорит он.
Ранее министр Христенко заявлял, что переговоры по всему пакету документов о создании ЕЭП будут завершены до конца 2006 года. Насколько реально выполнение этих сроков в нынешней ситуации – большой вопрос. Однако постепенно структура ЕЭП приобретает конкретную форму. И если переговорщикам удастся преодолеть существующие противоречия, то позитивные последствия создания таможенного союза ощутят на практике все участники проекта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции