Рейтинг@Mail.ru
Откуда России угрожает сектантство? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Откуда России угрожает сектантство?

Читать ria.ru в
Дзен
«Единый Бог» и «будущий президент России с 2008 года» - как считают последователи учения о вечной жизни Григория Грабового, человека, который прославился на всю Россию после того как пообещал помочь воскресить детей, погибших в результате теракта в Беслане - сидит в московской тюрьме. У российской Генеральной прокуратуры на сей счет собственная версия: в камеру предварительного заключения помещен не «Единый Бог», а злостный мошенник, долго скрывавшийся от ареста и суда...

Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.

«Единый Бог» и «будущий президент России с 2008 года» - как считают последователи учения о вечной жизни Григория Грабового, человека, который прославился на всю Россию после того как пообещал помочь воскресить детей, погибших в результате теракта в Беслане - сидит в московской тюрьме. У российской Генеральной прокуратуры на сей счет собственная версия: в камеру предварительного заключения помещен не «Единый Бог», а злостный мошенник, долго скрывавшийся от ареста и суда.

Похождения россиянина Грабового отдаленно напоминают историю Рона Хаббарда. Всемирно известный основатель Церкви Сайентологии, наиболее прибыльной из «новых религий», имел массу друзей и последователей в американском истеблишменте. Григорий Грабовой, получавший 39,5 тысяч рублей (около $ 1400) за одно «индивидуальное занятие» по просветлению сознания, как минимум два года тесно сотрудничал с администрацией президента Бориса Ельцина, читал лекции в министерствах, был вхож в высокие кабинеты в Москве.

Правда, Хаббарду, которого в российской прокуратуре считают основателем деструктивной секты, повезло больше, чем его российскому коллеге, автору книги «Воскрешение и вечная жизнь – отныне наша реальность». Хотя под конец своей религиозной карьеры американский гуру тоже попал в поле внимания правоохранительных органов (почти как Грабовой, в связи с корыстными преступлениями) и был вынужден до самой смерти скрываться в экстерриториальных водах, авторитет его церкви полностью  не поколеблен.

В начале 90-х годов, когда сектантские проповедники со всего мира ринулись в Россию, посчитав ее религиозно девственной территорией, сайентологи шли в первых рядах. «Дианетика» Хаббарда, которого в солидных российских академических журналах именовали «крупным философом», не только раздавалась прохожим на улицах, но и хорошо продавалась. Сайентологические семинары пользовались огромной популярностью, их посещали даже будущие члены правительства.

Увлечение синкретичными восточными культами проявилось в бурной деятельности, развитой в России японской сектой «Аум Синрике». Последователи Секо Асахары, распылившие в 1995 году ядовитый газ зарин в токийском метро, имели в России собственную радиостанцию, вели телепередачу, распространяли сектантскую литературу, организовывали концерты астральной музыки на крупнейших стадионах страны. Секте покровительствовал бывший секретарь Совета безопасности России Олег Лобов.

Взрывному росту сектантства в России в начале 90-х есть объяснение. Стране, едва отказавшейся от закрытой и жестко атеистической коммунистической идеологии почудилось, что внешние духовные влияния окажут на нее позитивное воздействие. Такое настроение преобладало и среди политического руководства, и в значительной части общества. Несмотря на протесты традиционных российских религий – православия, ислама, иудаизма, – новое ультралиберальное законодательство открыло души россиян последователям корейского проповедника Муна и кришнаитам, дзен-буддистам и движению New Age. Уже сегодня деятели Московской Патриархии называют эти организации тоталитарными сектами. В России их около тысячи.

Изощренная обработка психики с помощью наркотиков или без, абсолютное подчинение духовному лидеру, запрет на мирские связи и привязанности часто приводят неофитов тоталитарных сект к потере имущества, работы, семьи, не говоря уже о серьезном расстройстве психики, которое иногда не поддается коррекции даже через несколько лет после полного разрыва с сектой.

Разумеется, не все псевдорелигиозные организации, действующие в России, попадают под определение тоталитарных. Например, секта Грабового, создавшая даже собственную партию, достаточно либеральна. «Воскреситель из мертвых», объяснявший убитым горем родственникам, что души их умерших сына или сестры возродились в земляном черве или в изображении девушки с придорожной рекламы, ограничивался суммой в 39,5 тысяч рублей и не требовал большего.

И в этом Грабовой созвучен духу времени. Натиск чисто тоталитарных сект на Россию пошел на спад еще в 1997 году, когда было принято новое законодательство о свободе совести. Число традиционных для страны религий было ограничено, остальным было предложено паковать чемоданы. Правда, подчинились не все и не сразу. Та же «Аум Синрике» продолжала действовать незарегистрированной, ее члены по-прежнему проводили совместные молитвы и даже создавали территориальные общины. Уже после запрета секты милиция обнаружила целую колонию «Аум Синрике» в деревне Ельцы, а спустя некоторое время в Приморье была предотвращена попытка теракта с участием членов секты.

Тем не менее, все исследователи отмечают: влияние традиционных религий в России в последнее десятилетие возрастает, а мода на псевдорелигиозное «новаторство» в духовной сфере почти прошла. Многие зарубежные спонсоры «новых религий» сочли Россию «неперспективной страной» и переориентировались на другие регионы планеты. Казус же с россиянином Грабовым – скорее попытка спекуляции на безмерном горе бесланских матерей, чем отражение существующей в стране серьезной тенденции.

Можно сказать, что нашествие синкретичных восточных и псевдохристианских культов, нахлынувшее на страны Запада еще в 60-х годах прошлого века, Россия отразила с минимальными потерями. Однако опасность надвигается с другой стороны. Радикальный ваххабизм, который с точки зрения традиционного российского ислама суннитского толка является как минимум неортодоксальной сектой, пускает корни на Северном Кавказе. Пришедшие с арабского Востока ваххабитские проповедники распространяют в умах молодежи и взрослых идеи джихада против «неверных». В исламистских сектах воспитывают «шахидов» – смертников и смертниц. Некоторые из них уже совершили теракты против мирного населения в российских городах. У этих людей есть свои духовные учителя, свои «шейхи» и «мюршиды» – в их компании Грабовой выглядит карманным воришкой, случайно попавшим на сходку «крестных отцов» сицилийской мафии.

С таким сектантством – называть ли его исламским или псевдоисламским – не сталкивались до сих пор ни Россия, ни Запад, по крайней мере, со времен крестовых походов. Однако отражать эту угрозу тоже придется. И пока неизвестно, будет ли это легче, чем отбить атаку тоталитарных сект.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала