Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.
На таджикско-афганской границе, на территории 3-й погранзаставы Шуроабадского направления, опять произошла перестрелка. Группа афганских наркоконтрабандистов пыталась пронести через государственный рубеж девять килограмм наркотиков. Ей это не удалось. Контрабандисты напоролись на пограничную засаду. Вынуждены были бросить свой «отравленный груз», автомат Калашникова и патроны к нему и скрыться в зарослях камыша на сопредельной стороне.
В ходе боестолкновения три таджикских пограничника были ранены. О потерях контрабандистов пока ничего не известно. Через границу таджикские воины не переходили.
Перед этим на КПП «Дараойб», также Шуроабадского направления, они задержали автомобиль «Волга», где тоже находилось девять килограмм героина. А всего таджикские пограничники вместе с сотрудниками Агентства по контролю за наркотиками при президенте Республики Таджикистан пресекли с начала этого года 30 случаев незаконного оборота наркотиков. Изъяли у контрабандистов и наркобаронов 141 килограмм 111 грамм героина, 19 килограмм 833 грамма опия-сырца, 95 килограмм 475 грамм зелья каннабисовой группы, а также 2 взрывных устройства, 9 единиц стрелкового оружия и 842 патрона к автомату Калашникова и пистолетам различных марок.
О том, как работают «зеленые фуражки» союзной с Россией страны, группе отечественных журналистов рассказывали и показывали в 10-м отряде «Тугул» Пянджского направления. Начальник заставы старший лейтенант Шарафутдин Рахимов сказал, что служба на его участке, как и на соседних, достаточно напряженная – попыток незаконного пересечения границы хватает, как с грузом наркотиков, так и с оружием, но за последний год ни одному нарушителю уйти безнаказанным от его подчиненных не удалось.
Наш разговор начался с того, что почти год назад таджикско-афганскую границу оставили российские пограничники, и в связи с этим в российской печати появились сообщения, что теперь граница Таджикистана с южным соседом превратилась в решето, сквозь которое проникает кто и что угодно. Как относится к таким утверждениям старший лейтенант? Что здесь правда, а что вымысел? - спросил его я.
- Все эти утверждения не соответствуют действительности, - сказал Рахимов.- Российские пограничники никуда не ушли - изменился только формат охраны границы. И раньше сто процентов воинов срочной службы, охранявших пограничные рубежи республики на реке Пяндж и в горах Памира – всего 1344 километра границы с Афганистаном, были гражданами Таджикистана. Они и сегодня продолжают нести там свою службу. 70 процентов офицеров, которые командовали пограничниками, тоже были гражданами Таджикистана. Они тоже остались на своих постах. Российские пограничники до сих пор присутствуют в стране в качестве советников, инструкторов, специалистов. Они есть в каждом погранотряде, во всех пограничных структурах, вплоть до главного штаба погранвойск Таджикистана и Государственного комитета по охране государственной границы. Их не много – не мало, а почти 350 человек.
Эту информацию подтвердил и подполковник Николай Кузнецов, офицер погранвойск ФСБ России, проходящий службу в Республике Таджикистан в качестве советника начальника Пянджского отряда. Николай в республике уже почти семь лет. Знает границу, что называется, от и до. И его помощь коллегам, как и помощь других российских специалистов, неоценима.
Оборудование границы - еще с советских времен. Оно не соответствует нынешним требованиям. Нужно менять системы защиты, связи, наблюдения, управления подразделениями. Все это требует больших финансовых средств, которых, как всегда, не хватает. И поддержка России, ее инженерно-технических специалистов, как и совет знающих людей, тут весьма кстати. И высоко ценятся руководством погранвойск.
За последний год на базе трех учебных центров Республики Таджикистан с помощью погрануправления ФСБ России для Душанбе было подготовлено 112 прапорщиков по самым разным специальностям. В том числе старшин и техников застав. А кроме того, 80 младших сержантов. На курсах переподготовки офицерского состава в Пянджском, Московском и Калайхумских отрядах прошли обучение 80 военнослужащих. На базе Пянджского отряда - специалисты по системе связи и системе электрозащиты погранполосы. Все эти меры позволили резко повысить эффективность охраны границы.
Разбитых стекол, разрушенных стен на погранзаставе «Тугул», как об этом писали некоторые российские СМИ, мы не заметили. Все чистенько, аккуратно, окна – на месте, здания побелены, двери выкрашены, солдатские койки застелены не новыми, но теплыми и добротными одеялами. На случай непогоды – в помещении стоят чугунные печки. Запасы угля и дров – сложены в надежном месте. И если даже Пяндж разольется, то, как уверяют старший лейтенант Рахимов и его сослуживцы, не смоет ни топливо, ни запасы продуктов. Журналисты обратили также внимание и на инженерно-фортификационное оборудование обороны заставы. Полукруг, обращенный к реке и к границе, обнесен высоким фортификационным валом, в котором проделаны ходы сообщений, окопы для автоматчиков, пулеметчиков, подготовлены секторы для перекрестного и флангового огня. С вышки, стоящей чуть в стороне от опорного пункта, хорошо, на глубину до 15-20 километров, просматривается сопредельная территория. Так что внезапного нападения на заставу таджикские пограничники не боятся. Но и бдительность не теряют.
Здесь, на границе помнят события в Московском отряде, когда несколько лет назад он подвергся нападению афганских талибов и где погибло полтора десятка пограничников России и Таджикистана. Да и массовый наплыв беженцев со стороны южных соседей, которые с женщинами и детьми разместились в камышах на островах Пянджа, как раз в зоне ответственности заставы «Тугул». Пока такой угрозы нет, но готовность отразить вооруженное нападение для пограничников - задача не последняя по значению.
Первый заместитель председателя Государственного комитета по охране государственной границы Таджикистана генерал-майор Сафарали Сайфуллоев сказал военному обозревателю «РИА Новости», что ситуация на границе с Афганистаном не простая, но стабильная. В последнее время она значительно улучшилась. Это произошло после того, как южные соседи стали создавать свои пограничные силы, начали налаживать сотрудничество с погранвойсками Таджикистана. В минувшем году местные афганские власти уничтожили более пяти тысяч гектаров посевов опийного мака. Хотя в 2006 году эти посевы увеличились в 13 провинциях страны, - это произошло на границах Афганистана с Узбекистаном и Туркменией.
- Если мы наладим сотрудничество с нашими западными соседями, как и с Россией, если к борьбе с наркоугрозой повернутся лицом коалиционные силы НАТО, которые находятся сегодня в Афганистане, - говорит генерал, - то можно будет надеяться на дальнейшие успехи в пресечении наркотрафика. Но пока это только задача на перспективу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции