ПЕКИН, 11 апр - РИА Новости. Продвижение на китайский рынок грузинского вина - такой считалась главная цель первого официального визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Китай.
Сам Саакашвили, впрочем, не скрывал, что, при сложившейся ситуации с грузинским вином на российском рынке, Грузия будет не только быстро искать новые рынки сбыта своего национального достояния, но и по мере возможностей "агрессивно" заходить на эти рынки. В числе потенциальных рынков был назван и Китай.
Однако, как подтвердили РИА Новости представители винодельческих компаний Грузии, стараться завоевать рынок Китая и других стран они будут, но сделать это будет не просто. "Один-два года нам будет сложно, но в итоге мы найдем потребителей нашего вина, в том числе и в Китае. Но такого рынка, как в России, здесь не будет", - заявил РИА Новости глава Торгово-промышленной палаты Грузии Джемал Инаишвили.
Сами китайцы, несмотря на наличие в магазинах виноградного вина местного производства, пока предпочитают традиционные китайские сливовые, рисовые или ячменно-виноградные вина.
Грузины, безусловно, учли то, что в Китае самым ходовым алкогольным товаром является рисовая водка, и привезли для презентации в Китай и образцы водочной продукции, в том числе и особую ореховую водку.
Однако главными потребителями традиционных вин в Китае все же считаются иностранцы. В супермаркетах или в специальных винных магазинах представлены французские, испанские, чилийские и аргентинские вина. Вообщем, то вино, которое неожиданно из-за введенного запрета сейчас выиграло у Грузии битву за российский рынок.
Средняя стоимость ординарного испанского или чилийского вина в китайском супермаркете колеблется от десяти до 12 долларов. Китайская винная марка Great Wall, названная в честь Великой китайской стены, продается в этой же ценовой категории. Грузинские вина раскрученных марок стоят примерно столько же. Так что пробить стену в стране, фактически не имеющей как таковой культуры именно винного пития, Грузии будет весьма сложно.
Однако Грузия нашла для Китая, страдающего не от винного, а от текстильного эмбарго, то предложение, от которого ему будет не просто отказаться.
"Европейский союз ввел таможенные ограничение на поставку китайского текстиля в еврозону. Между Грузией и ЕС действует так называемый режим GSP+ - беспошлинные преференции на семь тысяч наименований товаров", - заявил министр экономики Грузии Ираклий Чоговадзе.
Таким образом, Грузия, по его словам, предлагает Китаю построить на территории Грузии фабрики по производству текстильных товаров, завозить в Грузию полуфабрикаты, которые будут на месте принимать вид готовых товаров, маркироваться Made in Georgia, а не Made in China, и продаваться в страны ЕС.
На вопрос "чья рабочая сила" - в Грузии в последнее время стали появляться китайцы - Чоговадзе однозначно отвечает: "Наша грузинская".
В нынешней ситуации такое предложение для Китая выглядит вполне актуальным. После введения в июне 2005 года Евросоюзом квоты на десять категорий текстильной продукции из Китая, Поднебесная выбрала эти квоты уже к сентябрю 2005 года. После утомительных переговоров на высшем уровне с ЕС, европейцы пошли на то, чтобы скопившиеся на таможне товары поставить в счет квот на 2006 год. Однако это не выход для развивающейся ускоренными темпами китайской легкой промышленности.
"Визита грузинского президента в Китай не было 13 лет. Но мы приехали в Китай не только для того, чтобы скоординировать наше дальнейшее сотрудничество, но и для обсуждения тех экономических вопросов, в решении которых мы могли бы быть друг другу полезны", - заявил РИА Новости первый заместитель министра иностранных дел Валерий Чечелашвили.
По его словам, Грузия приглашает Китай участвовать в приватизационных процессах, а либеральная банковская и налоговая системы, облегченные формы торговли с ЕС и странами СНГ дают возможность Китаю, "пользуясь этим либеральным пространством, развивать производство в Грузии и экспорт на рынки третьих стран". Грузия, по словам Чечелашвили, предлагает Китаю "благоприятный торговый режим". А министр экономики говорит даже о перспективах "свободной торговли".
"Помимо поставок вина, минеральной воды, Грузия всерьез намерена привлекать и туристов из Китая. В декларации, подписанной президентами, есть пункт и о скорейшем открытии прямого рейса Пекин-Тбилиси", - сообщил РИА Новости Чечелашвили.
К слову, сейчас китайцы, летающие в Тбилиси, и грузинские челноки, летающие за товаров в Китай, пользуются рейсом Аэрофлота. "Удобная стыковка и билет всего $800. Прилетая за товаром в Китай, цену билета отбиваешь очень легко", - поделился с корреспондентом РИА Новости один из представителей грузинского челночного бизнеса. В случае открытия прямого рейса Россия из этой схемы выпадает.
Наталья Ратиани