Рейтинг@Mail.ru
Цена высокой мечты - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Цена высокой мечты

Читать ria.ru в
Дзен
Каждый год 12 апреля практически все человечество празднует Всемирный день авиации и космонавтики. В этом году - 45 лет со дня первого в истории полета человека в космос. К тому же, человек вновь решил покорять дальние миры. На очереди - снова Луна, куда Соединенные Штаты собираются вернуться уже в 2018 году, а Россия всерьез рассматривает возможность пилотируемой экспедиции на земной спутник примерно в это же время...

Политический обозреватель РИА Новости Андрей Кисляков.

Каждый год 12 апреля практически все человечество празднует Всемирный день авиации и космонавтики.  В этом году - 45 лет со дня первого в истории полета человека в космос. К тому же,  человек вновь решил покорять дальние миры. На очереди -  снова Луна, куда Соединенные Штаты собираются вернуться уже в 2018 году, а Россия всерьез рассматривает возможность пилотируемой экспедиции на земной спутник примерно в это же время.

Между тем, космические державы уже отработали по одной лунной программе, и с ними связаны наиболее драматические моменты, как отечественной, так и американской космонавтики.

После полета Юрия Гагарина стало ясно, что конечной целью в соперничестве двух пилотируемых программ отныне станет высадка человека на другое космическое тело, например, на Луну. Такую задачу и поставил перед нацией президент Джон Кеннеди в апреле 1961 года. Под впечатлением успехов американцев, запустивших в 1964 г. тяжелую ракету-носитель «Сатурн-1», руководство СССР в августе приняло специальное постановление «О работах по исследованию Луны и космического пространства». Главной задачей была заявлена высадка советского космонавта на поверхность Луны в 1967-1968 годах к 50-летию Октября.

Работы возглавило КБ под руководством Сергея Королева, который предложил новые пилотируемые космические  корабли теперь знаменитой серии «Союз». Но начало этой программы в конце 1966 г. было далеко от победных реляций.

Первые испытания в беспилотном варианте были запланированы на конец ноября. Предполагалось запустить два корабля и стыковать их в автоматическом режиме. Однако первый корабль по непонятной причине израсходовал все топливо двигателей ориентации, и было принято решение о его досрочной посадке. Но корабль так и не достиг Земли. Вероятно, сработала система аварийного уничтожения.          


14 декабря, когда уже прошла команда на включение двигателей ракеты-носителя, самопроизвольная команда выключила их, активировав при этом систему аварийного спасения пристыкованного к ракете очередного корабля «Союз». Пороховые двигатели вынесли спускаемый аппарат на высоту 700 м, и он совершил мягкую посадку. 

Третий пуск беспилотного «Союза» назначили на 15 января 1967 г. Но он стартовал только 7 февраля и пробыл на орбите около двух суток. Причем, были зафиксированы сбои в системе управления и ориентации, а на участке торможения в атмосфере прогорело теплозащитное днище аппарата. Он приводнился в Аральском море и затонул.

До сих пор не известно, кому в СССР принадлежала инициатива после трех неудачных беспилотных запусков принять план, предусматривающий запуск сразу двух пилотируемых кораблей «Союз» и их стыковку на орбите!
Тем не менее, 23 апреля 1967 года – года трагедий в пилотируемой космонавтике  по обе стороны Атлантики – в космос ушел «Союз-1» с полковником Владимиром Комаровым. Через сутки на «Союзе-2» должны были полететь Валерий Быковский, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов.

Неполадки начались сразу после старта. Отказала ионная система управления системой ориентации, вышел из строя один из звездных датчиков, не открылась левая солнечная батарея. Таким образом, кораблю вряд ли бы удалось произвести стыковку со вторым «Союзом». В этих условиях старт «Союза-2» отменили, а Комарову дали команду на досрочную посадку.

Первый этап спуска прошел нормально. Отстрелилась крышка люка основного  парашюта, но он из контейнера не вышел. Из-за этого не отделился и тормозной парашют. При этом началось вращение спускаемого аппарата. Автоматически задействовалась запасная парашютная система. Открылась  крышка контейнера, и отделился запасной парашют. Но он закрутился вокруг строп тормозного парашюта основной системы. В результате спускаемый аппарат на огромной скорости в 644 км/ч врезался в землю. Владимир Комаров погиб.

Говоря о причинах трагедии, можно вспомнить слова одного из патриархов отечественной космонавтики конструктора Бориса Чертока. В своих мемуарах он пишет, что при подготовке «Союзов» технические службы очень спешили. Крышки парашютных контейнеров не были изготовлены к сроку старта. Можно только догадываться, чем на самом деле их закрывали.

Но страшно и другое. «Если бы на «Союзе-1» после выхода на орбиту, - продолжает Борис Черток, - открылись обе солнечные батареи и не было отказа датчика 45К, то 24 апреля наверняка состоялся бы пуск «Союза-2».   После стыковки Хрунов и Елисеев должны были перейти в корабль Комарова. В этом случае они погибли бы втроем, а чуть позднее с большой вероятностью мог погибнуть и Быковский…».

Тремя месяцами раньше 27 января американский  экипаж, который собирался совершить первый пилотируемый полет по лунной программе «Аполлон», погиб в страшном пламени внутри  корабля в Центре космических полетов им. Кеннеди. Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и капитан-лейтенант ВМС Роджер Чаффи стали первыми американскими астронавтами, погибшими в космическом корабле.

…Шла обычная наземная тренировка. Все трое находились внутри космического корабля «Аполлон» в головной части огромного носителя «Сатурн-1Б» на стартовой позиции №34. При этом, ни ракета, ни сам корабль не были заправлены, а все пиротехнические устройства были либо отключены, либо вообще не установлены.

Но пожар все равно вспыхнул, и за 15 секунд превратил корабль с его кислородной атмосферой  в адский крематорий. Усугубило трагедию и то, что для открытия входного люка потребовалось 90 секунд.

Из-за  катастроф «Союза» и «Аполлона» сроки пилотируемых полетов сдвинулись, но это не остановило ни СССР, ни США. Обновленная программа «Аполлон» позволила человеку шесть раз ступить на поверхность Луны.

Аналогично, тщательные доработки и испытания «Союза» привели к созданию высоконадежного космического корабля, который нашел основное применение как транспортный корабль для советских долговременных орбитальный станций серии «Салют» и Международной космической станции.

Годом раньше или годом позже, но в XXI веке последуют пилотируемые полеты к ближайшим телам Солнечной системы. Однако, как и 40 лет назад,  космос остается враждебной для человека средой, вторгаться в которую ради политических амбиций, да еще к празднику, как это случалось раньше,  недопустимо. Проникновение человека в другие миры может оправдываться только конкретными научно-экономическими задачами, решать которые предстоит не на перегонки, а на этот раз всем вместе – наследникам идей «Союза» и «Аполлона».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала