Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.
Прошедшие в Иране крупномасштабные военно-морские учения "Величайший пророк" вызвали огромный резонанс. Многие эксперты, в контексте непрекращающихся разговоров о возможном военном вмешательстве США в Иране, увидели в этих учениях демонстрацию Тегераном своей решимости, основанной на реальной военной мощи. Другие посчитали их попытками Тегерана выдать желаемое за действительное, то есть обычным блефом.
Шутка ли сказать, в ходе учений, как утверждается иранскими СМИ, были испытаны новейшие образцы вооружения и боевой техники, некоторые из которых, как утверждала иранская сторона, не имеют аналогов в мире.
Был, например, успешно осуществлен запуск противовоздушной ракеты "Мисаг-1", обладающей системой теплового наведения и отличающейся высокой скоростью и маневренностью. И еще - произведен запуск ракеты класса "земля-море" ("Коусар") ближнего и среднего радиуса действия. Ракета также оборудована системой дистанционного наведения на цель и одновременно снабжена поисковой системой. На нее не воздействуют средства радиоэлектронной борьбы. Наконец, испытан современный гидроплан - "летающий корабль", способный идти низко над водной поверхностью, развивая скорость до 100 морских узлов в час.
И это не все: произведен запуск новой баллистической ракеты «Фаджр-3», невидимой для радаров противника, и прошла испытание сверхскоростная торпеда «Хут», развивающая под водой скорость до 100 метров в секунду.
В общем, Иран дал понять миру, что он к войне готов, и «малейшее посягательство на интересы Ирана в Персидском заливе встретит решительный ответ с воды, из-под воды, с воздуха, с островов и побережья». Иран показывает, что полностью контролирует данный участок Персидского залива, через который проходит около 80 процентов всей нефти, добываемой в этом регионе – то есть Ормузский пролив.
Главные иранские оппоненты, США и Израиль, достаточно скептически отнеслись к продемонстрированной Ираном силе. По их заявлениям, Тегеран сознательно блефует, заметно преувеличивая свои боевые возможности на фоне угрозы введения против него санкций Советом Безопасности ООН.
В этом есть своя логика. Особенно если сравнить продемонстрированную Ираном военную мощь с боевыми возможностями 6-ти морских авианосных групп США, четыре из которых дислоцируются именно в Персидском заливе, и две - у южного побережья в Средиземного моря. В каждой группе авианосец, имеющий 80-90 современных боевых самолетов против устаревших 360 самолетов иранских ВВС, техническое состояние 40 - 60 процентов которых, по оценкам различных специалистов, оставляет желать лучшего.
При таком соотношении Пентагону гарантировано господство в воздухе не только в районе Персидского залива, но и в регионе в целом, как это было и в иракской кампании. Не приходится сомневаться в том, что авиация США вряд ли оставит в Ормузском проливе без внимания хотя бы одно нежелательное им или просто подозрительное плавающее средство. А баллистическая ракета «Фаджр-3» и сверхскоростная торпеда «Хут», на которые иранские военные делают ставку, запускаются исключительно с плавающих средств.
Заметно проигрывают боевые возможности Ирана 6-ти американским авианосным группам и по другим компонентам, включая выучку и слаженность личного состава. Так какие же цели могли преследовать проведенные Ираном военно-морские учения?
Вряд ли их следует считать просто блефом.У Ирана еще есть время подумать и поторговаться и с Советом Безопасности ООН, и с США, еще есть пара возможностей продемонстрировать свою решимость отстоять свое право на обогащение урана в рамках собственной ядерной программы.
Дело в том, что по наиболее серьезным оценкам США ранее сентября не начнут военной операции против Ирана, если, конечно, они вообще намерены это сделать. И вот почему.
По словам генерала НАТО Джеймса Джоунса, международные силы содействия стабильности в Афганистане - ISAF - возьмут под свой контроль полностью территорию этой страны не в октябре-ноябре этого года, как это планировалось ранее, а в августе. Вряд ли США начнут военную операцию в Иране, не убедившись в том, что их «тыл» в Афганистане надежно прикрыт. С другой стороны, США не с руки и затягивать с началом иранской операции, принимая во внимание предстоящие в ноябре выборы в американский конгресс. Наиболее оптимальные сроки этой операции, в таком случае, это сентябрь - октябрь.
У Ирана поэтому есть еще время не просто демонстрировать свою решимость, но и решать при этом определенные задачи. Например, убеждать мировое сообщество в тщетности, опасности и, главное, неправомерности усилий Вашингтона заставить Иран отказаться от своего права на обогащение урана. Иран может еще не раз попытаться убедить СБ ООН вернуть иранское досье исключительно в компетенцию МАГАТЭ.
Наконец, почему бы не пощекотать Вашингтону нервы, показав США не такой уж и всесильной державой, по крайней мере, в регионе, в котором Иран недвусмысленно претендует на лидерство. Почему бы не заставить США считаться с его, Ирана, интересами? Так что пока Тегеран, как представляется, не намерен без боя уступать Вашингтону.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции