Политический обозреватель РИА Новости Владимир Симонов.
Либеральные ценности, предлагаемые Западом миру в качестве универсальной модели, ошибочны, потому что игнорируют понятие нравственности. Права и свободы, вырванные из морального контекста, делают человека способным к проявлениям ксенофобии, к оскорблению чужих религиозных чувств и прочим грехам. Западная концепция путает права человека со вседозволенностью.
Такой вывод сделали участники Всемирного русского народного собора, авторитетного форума с участием иерархов Русской православной церкви (РПЦ), высокопоставленных государственных чиновников, парламентариев и правозащитников, состоявшегося в Москве. Собор принял «Декларацию о правах и достоинстве человека», которая ставит под сомнение пришедшие в Россию с Запада либеральные ценности и предлагает свою трактовку прав человека в российском обществе.
Так, в своем выступлении на форуме митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг западный либерализм страстной критике за то, что тот «размывает границу между добром и злом». «Личности лишь возбраняется реализовывать себя таким образом, который может повлечь за собой ограничение чужой свободы, - заявил этот главный теоретик Московской Патриархии, имея в виду хрестоматийную трактовку западной демократии. - Другими словами, юридические законы нужно уважать, а вот нравственные императивы - совсем не обязательно.»
По мнению митрополита, такие события недавней истории, как бомбежки христианских храмов Косово, не вызвавшие на Западе никакого возмущения, скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда или история со шведским пастором, заключенным в тюрьму за высказывания против гомосексуализма - всё это яркие примеры неуважения норм морали, замаскированного под защиту прав человека.
Декларацию, принятую форумом, можно было бы причислить к ряду других фактов, свидетельствующих о возрождении влияния РПЦ, и забыть об этом документе, если бы не одно обстоятельство. Пересмотр западной либеральной концепции свобод и прав личности происходит в России в дни, когда православный мир активно включается в европейское пространство. Многие православные страны уже стали или собираются в ближайшие годы стать членами Европейского Союза.
Для России это, конечно, вопрос отдаленного будущего. Но уже сегодня трудно отрицать, что страна становится субъектом европейского правового пространства. Законотворческий процесс в России все более ориентируется на стандарты Западной Европы. Кроме того, нравится это кому-то или нет, но Россия принадлежит в качестве интегральной части к Европе географически, исторически, духовно. На этом фоне нежелание РПЦ, как и светских слоев российского общества, слепо следовать западным идеологическим стереотипам и удовлетворяться ролью ведомого, их стремление настаивать на возвращении прав человека из сферы абстрактной юриспруденции в моральное поле - все это приобретает, похоже, немаловажное международное значение.
Тем более, что идеи РПЦ, прозвучавшие на форуме, поддержали и развили влиятельные российские политики.
Так, по мнению первого вице-спикера Госдумы Любови Слиска, навязывание народам мира ценностей западного общества в качестве универсальной модели, насильственные попытки создания централизованного наднационального сообщества уже оборачиваются разрушительными последствиями. Слиска не назвала, но явно подразумевала такие тревожные события последних лет, как война в Ираке, радикализация Ближнего Востока и в целом обострение того, что принято сегодня именовать «противостоянием цивилизаций».
Как видится этот процесс из Москвы, идеологи либерализма не только пытаются внедрить в общественное сознание неизбежность столкновения между "христианским Западом" и "исламским Востоком", но и стремятся сделать участником такого столкновения Россию.
«Нашу страну пытаются спровоцировать "самоопределиться" на стороне западной цивилизации в ее, как полагают, неминуемом конфликте с исламской цивилизацией, - предупредил в своей речи с трибуны форума министр иностранных дел Сергей Лавров. - В этом вижу угрозу не только насущным интересам международного положения России, но и ее внутреннему развитию - как многонациональной и многоконфессиональной страны».
Участники московского Собора попытались по-новому осмыслить причины таких, во многом связанных явлений, как беспорядки на иммигрантских окраинах европейских городов, волна исламских протестов против публикаций в прессе Западной Европы и, наконец, рост международного терроризма. Не в том ли дело, что Запад пытается втиснуть все многообразие мира в формулу демократии, которая была искусственно выведена только в западноевропейском философском контексте, без реального участия мусульман, иудеев, буддистов, индуистов, православных христиан, и даже, отчасти, католиков?
Абсолютное большинство населения планеты, являющееся носителем древних самобытных культур, оказалось отстранено от выработки этой системы ценностей. Теперь же ее, эту систему, начинают утверждать в качестве универсального, всемирного стандарта, причем порой с помощью силы. Стоит ли тогда возмущаться тому, что истинно религиозная, воспитанная в неприятии греха личность жертвует собой и всеми вокруг, сопротивляясь этому наступлению агрессивного западного либерализма?
Эти мысли, навеянные дебатами и документами Всемирного русского народного собора в Москве, не могут не показаться спорными. Но их нужно предавать гласности, и чем чаще, тем лучше. Мир вступил в эру глобализации, и мы должны придти к согласию относительно общих фундаментальных ценностей. Иначе жить в едином цивилизованном пространстве невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции