Объем ежегодно заготавливаемой древесины в России по сравнению с 1990 годом снизился примерно в 2,4 раза. Несмотря на огромный ресурсный потенциал, наша страна сейчас занимает только шестое место в мире по заготовке леса, хотя еще 15 лет назад находилась на втором. Экспортная выручка лесной отрасли в 2005 году не превысила $7 млрд, в то время как в небольшой Финляндии - $11 млрд. Россия поставляет на мировой рынок до четверти «кругляка», но всего лишь 5,2% пиломатериалов и 1,5% бумаги. На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин критиковал правительство за бездействие в организации лесопереработки, призвав по этому поводу прекратить «жевать сопли».
Накануне совещания в Сыктывкаре по вопросам развития лесопромышленного комплекса на вопросы РИА Новости ответил глава Рослесхоза Валерий Рощупкин.
Валерий Павлович, какие наиболее острые проблемы стоят перед лесной отраслью России сегодня?
В России сосредоточено четверть мировых запасов леса, две трети территории нашей страны покрыто лесными массивами. К сожалению отечественные лесные ресурсы используется не более чем на треть. Из 565 миллионов кубометров расчетной лесосеки заготавливается только 185. Это связано со слабостью нашего лесопромышленного комплекса, с отсутствием предприятий по глубокой переработке леса. Вот почему сегодня 48-49 миллионов кубометров российского леса идет на экспорт как сырье, как бревно. Так дальше нельзя, поэтому сейчас принимаются решения о стимулировании переработки.
Каким образом? Я думаю, это должны быть не только заградительные меры в виде экспортных таможенных пошлин на необработанную древесину, хотя, и здесь должно быть найдено свое решение. В первую очередь это создание преференций, стимулов для строительства отечественных перерабатывающих предприятий.
Лесной кодекс 1997 года не позволяет разрешить эту проблему?
Действующий Лесной кодекс, принятый в 97-ом году, во многом устарел. С тех пор изменилась ситуация не только в лесном хозяйстве, но и в экономике страны. Нам сегодня просто необходимо, чтобы бизнес пришел в лесной сектор. Старый кодекс, подготовленный по советской методике, не привлекает инвестиции.
Новый Лесной кодекс, который уже прошел первое чтение в Госдуме и, как мы надеемся, будет принят уже в этом году, отвечает не только надеждам бизнеса, но и интересам населения.
Им вводится понятие долгосрочной аренды лесных участков - на 49, на 25 лет. Тот, кто возьмет лес на долгий срок с обязательствами, будет его защищать, охранять. Заниматься посадками. Сейчас всем этим занимается государство. При этом в лес придет настоящий хозяин, а не тот временный лесопользователь что был по старому кодексу. Он брал лес (участки в аренду) на год, на пять лет. Срубил, продал и все, нет никаких проблем. Такая иждивенческая позиция теперь ликвидируется.
Нам нужен сегодня долгожитель в лесу. Нам нужен тот, кто вкладывает деньги в развитие леса. Вот тогда ему будет жалко понесенных затрат. Вот тогда он первый начнет бороться с нелегальными рубками.
Насколько велики объемы незаконной рубки?
Сегодня перерабатывается в России и экспортируется за ее пределы 204 миллиона кубов при этом заготовлено по документам 185, так вот эта разница - около 19 миллионов кубометров и есть нелегально вырубленный лес. Это приблизительно $0,5 миллиарда потерь ежегодно.
Как вы боретесь с нарушителями?
В текущем году Россия примет Национальный план по борьбе с нелегальным оборотом леса. Он будет отличаться не только своей масштабностью, широтой охвата и привлечением всех ведомств, но в тоже время и прозрачностью оценки ситуации в лесном хозяйстве.
Россия очень большая страна и те традиционные меры, которые применяются в Европе по борьбе с нелегальными рубками, не всегда здесь могут пригодиться. Вот почему мы внедряем сегодня космический и авиационный мониторинг по нелегальным рубкам. В прошлом году под таким контролем находилось порядка 50 миллионов гектаров леса, в этом эта площадь увеличится до 100 миллионов гектар, а с 2007 года все леса будут России поставлены под этот контроль. Результаты, я вам скажу, очень впечатляющие. Они в десятки раз превышают качество работы наземными методами.
Технология следующая: все лесорубочные билеты, которые определяют границы вырубок заводятся в специальную базу данных. И при сравнении с космической съемкой сразу становится видно - вот это разрешенная, а вот это запрещенная зоны. После чего в дело включается авиация с очень точной цифровой фотосъемкой и мы, имея это оборудование, можем быстро вычислить: сколько леса вырублено, какого, сколько брошено. И этот документ сегодня принимается нашими судами в качестве доказательства. Такая технология позволяет найти нарушителя и определить ущерб вплоть до кубометра, до рубля.
Этой технологией сейчас заинтересовались наши коллеги из Бразилии. У них сейчас до 27% леса вырубается нелегально. У нас, напомню, порядка 10-15%, в Финляндии до 3%.
Какие еще меры, по Вашему мнению, подстегнут отечественную лесопереработку?
Мы считаем, что надо отдавать приоритет вертикально интегрированным компаниям. Хотя нас за это критикуют. Надо выстраивать крупные холдинги. В мире сегодня на 40% лесным бизнесом управляют 10 крупных компаний, в Европе 4, а в России их 36 тысяч. Такая раздробленность не способствует развитию. Эти организации не имеют средств на инвестиции в инфраструктуру, охрану леса, строительство дорог. Поэтому мы считаем - лесные ресурсы должны выделятся с приоритетно тем, кто вкладывает инвестиции, у кого есть переработка, тому, кто занимается сертификацией лесных ресурсов по международным правилам. Кроме того, леса должны передаваться в пользование не так как последние 10-15 лет мелкими частями, а массивами, лесхозами, лесничествами. Вот тогда придет крупный лесопромышленник, который отвечает не только за рубку, но и за содержание массива.
Кроме того, надо заниматься не только строительством ЦБК. Мы считаем, что у нас необоснованно забыто деревянное строительство, нет развития биотопливных технологий.
В России сегодня на каждый квадратный метр вводимого в строй жилья используется 0,01 кубометра древесины, а в США - 0,7 кубометра, то есть в 70 раз больше. К сожалению, сегодня деревянное строительство отстает. Хотя в рамках национального проекта «Доступное жилье» сам бог велел развивать эту отрасль. Она недорогая, в ней могут участвовать регионы с привлечением местного бизнеса.
Интервью вел спецкорр. РИА Новости Олег Алентьев.