"Станция "Картаж - Ганнибал", - сообщил голос из динамика в пригородной электричке, подошедшей к перрону. Из окна вагона за изгородью кактусов и кроной верхушек пальм был виден район на берегу Средиземного моря под названием Карфаген.
Он расположен в предместье столицы современного Туниса и представляет собой археологический парк под открытым небом. К нему и подходит ветка пригородного скоростного метро со станциями, носящими имена легендарных фигур мировой истории - уроженцев этой древней земли.
От станции "Ганнибал" рукой подать до руин древнего Карфагена, за который великий полководец античности вел войну с Римом. Здесь в окружении буйной растительности, под шорох морского прибоя можно побродить между остатками античных колонн, саркофагов, под арочными пролетами римских термов.
Следующая станция - "Саламбо" - напоминает об истории сестры Ганнибала по имени Саламбо. В трудный период, когда город осаждали отряды взбунтовавшихся легионеров, ее отдали вождю восставших в жены в обмен на прекращение смуты. Однако восставшие нарушили уговор и убили заложницу. С большим трудом Гамилькар - отец Ганнибала - подавил бунт.
Одна из станций скоростной дороги также носит имя этого человека. Неподалеку стоит хорошо сохранившийся римский амфитеатр, у ограды которого мальчишки играют в футбол. Театр унаследовал от былых времен отличную акустику, и сегодня стал местом проведения ежегодных международных фестивалей музыки, в том числе джаза. Зрители занимают те же каменные скамьи, где когда-то неистовствовала античная толпа на боях гладиаторов.
В начале нашей эры арену использовали для казней первых, еще не признанных властями христиан, которых бросали на расправу диким зверям. В 3 веке такую мученическую смерть приняла молодая женщина Перепетуя из знатного карфагенского рода. Она втайне от своей семьи крестилась, а уже посмертно была возведена в ранг святых.
В памяти неожиданно всплыл образ попечителя богоугодных заведений из пьесы Н. Гоголя "Ревизор" Земляники, который назвал свою дочь в честь этой африканской праведницы.
Еще одна станция - "Сиди Бу-Саид" - ассоциируется с биографией другого классика - Сервантеса. В 16 веке испанские войска захватили у мусульман прибрежное селение на крутом утесе, где властвовал грозный марабут Сиди Бу-Саид. В гарнизоне, охранявшем селение, служил солдатом и будущий писатель, автор "Дон Кихота". После тунисской кампании по воле рока Сервантес попал в плен к пиратам соседнего Алжира и пять лет провел в заточении, пока его не выкупили родственники.
Затем долгие годы селение находилась в руках воинствующих клерикалов: до середины 19 века христианам здесь запрещено было появляться под страхом смерти. Ныне главная улица этого селения, мощеная камнями, превращена тунисскими художниками в своего рода местный "Монмарт": выставку рисунков и акварелей. Очарование району Карфагена придают окружающие зеленые холмы, остатки системы античных акведуков, дороги с тенистыми аллеями акаций, кипарисов и тамарисков. Вдоль них тянется череда современных вилл - загородных резиденций, принадлежащих преуспевшим в жизни тунисцам.
Каждая построена по индивидуальному проекту с уютным мавританским двориком, вечнозеленым газоном и традиционным портиком на мраморных колоннах. Такая тяга к престижности и демонстрация успеха побуждает сравнить этот пригород столицы Туниса с подмосковной Рублевкой.
Плотность экскурсионных автобусов на дорогах говорит о наплыве туристов. В прошлом году Тунис принял 6,5 миллионов иностранных гостей, и редко кто из них не совершил паломничества в Карфаген.
Туризм, дающий примерно четверть ВНП Туниса, стал один из китов его современной экономики. А ведь полвека назад, когда страна только вступила на путь независимости, здесь побывало всего несколько десятков тысяч туристов из-за рубежа.
В отличие от своих соседей Тунис обделен большими запасами нефти и газа, поэтому его руководство взялось извлечь максимальную пользу из своего исторического достояния, благодатного климата и морских пляжей. За эти годы в инфраструктуру туризма было вложено около 5 млрд. долларов, а собрано доходов в 6 раз больше. На фоне бурных событий окружающего региона эта небольшая североафриканская страна утвердилась как оазис мира и стабильности, что, понятно, стимулирует приток иностранных гостей.
Налицо ориентация тунисцев на модернизацию без скачков, прагматизм, инвестирование в современные технологии и человека. Например, бюджетные расходы страны на образование и культуру находятся на уровне европейских стандартов. В результате сегодня практически все население страны в возрасте от 15 до 24 лет - грамотно, а женщина все более упрямо вторгается в сферы производства, управления и общественной жизни.
Кстати, образование, на которое делают упор тунисские власти, стало ключевой сферой сотрудничества наших двух стран. В частности, в Тунисе трудится 6 тысяч выпускников советских и российских вузов, в России сейчас обучаются около 700 тунисцев.
К 50-летней годовщине независимости Туниса в Москве были приурочены Дни дружбы и партнерства между двумя странами. Министр туризма страны Тиджани Хаддад открыл выставку экспортных товаров, на которой были предложены продукты сельского хозяйства, текстиль, кожаные и ремесленные изделия, туристические услуги и т.д.
Россиянам представили образцы вин Туниса, среди которых, в частности, вино под названием "Магон" в честь Магона - уроженца Древнего Карфагена. Еще в третьем веке до нашей эры он написал трактат "О сельском хозяйстве". Трактат стал первым учебником для античных агрономов, которые превратили складки прибрежных холмов вокруг города в виноградники.
Сегодня, когда века ушли в непроницаемый туман, эти земли, где под жарким африканским солнцем наливается соком виноградная лоза, до сих пор щедро плодоносят.
Юрий Зинин