Уголовное дело о гибели школьника Романа Лебедева, слушание по которому состоялось 3 апреля, возвращается обратно в транспортную прокуратуру для "пересоставления" обвинительного заключения. По словам судьи в обвинительном заключении были обнаружены технические недостатки.
Напомним, что классную руководительницу 8-б класса 262 школы г. Санкт-Петербурга Веру Аркадьевну Новак (Шелдукову) обвиняют в доведении до самоубийства ученика - 14-летнего Ромы Лебедева. Его тело было обнаружено в сентябре прошлого года на железнодорожной станции "Скачки". В предсмертной записке, которая была найдена в кармане рюкзака мальчика, он обвинял в своей смерти учительницу, унижавшую его за то, что его семья не могла сдать 300 рублей на ремонт школы и заставившую мальчика отрабатывать несданные деньги.
"Она его душила, загнала, как волчонка в угол"
Рома Лебедев рос в неполной семье – его отца лишили родительских прав, бабушка воспитывала его и его старшего брата Дениса одна. Конечно, в семье были проблемы с деньгами.
"О деньгах она нервы не мне трепала, а Роме. Она его душила, загнала, как волчонка в угол, и все на глазах у девочек. А ведь ему уже 14 лет было, переходный возраст. Разве можно так мальчика унижать - заставлять убирать класс!" – приводит слова бабушки мальчика Комсомольская Правда. Сейчас родственники Ромы требуют компенсации в один миллион рублей.
После четырех месяцев следствия в деле появились еще двое потерпевших – одноклассники Романа. Как утверждают подростки, их тоже оскорбляла классная руководительница. Среди основных издевательств называлось то, что классная называла детей "хрюшами" и "поросятами", "била, давала подзатыльники, когда я плохо у доски отвечал", кроме того, заставляла убирать в классе.
"Ромка вообще всегда добивался бабушкиной любви и никак не мог ее добиться"
262 школа, по словам родителей и учителей, несколько месяцев фактически была на осадном положении – учителя боялись не то, что брать руководство над классом, но и просто вести уроки. Сейчас в 8-б новый классный руководитель.
О Вере Аркадьевне Новак как коллеги, так и родители отзываются очень хорошо. После того, как было выдвинуто обвинение, на защиту учительницы встали и родители, и дети, и бывшие ученики: врачи, лекарства, психологи, адвокат – были наняты на их средства. Как пишет Интернет-газета Фонтанка.Ру, родители 8-б класса даже писали заявления с требованием не признавать их детей потерпевшими. Через две недели после трагедии, на линейке, плакаты, которые подняли школьники, утверждали, что "Наша школа – лучшая!" и "Рома, мы тебя помним".
Комсомольская Правда печатает интервью с Верой Аркадьевной Новак, в котором она излагает свое видение ситуации: "Да, история с уборкой была. Но не из-за денег. После 1 сентября мы две недели не учились: в школе меняли лампы, белили потолки. Мы все носили мебель, заклеивали газетами стены. Работал весь класс, а Ромка не пришел ни разу. И 14 сентября, когда начались занятия, я ему сказала: мы так много работали, а ты никакого участия не принял. Давай ты будешь до конца сентября дежурить по классу - это всего две недели. Реакции от Ромы не было никакой. Если бы был гнев или обида, я бы придумала, как отменить эту нагрузку. Но в итоге Рома так ни разу и не остался на уборку, и я сама мыла кабинет. Каждый день он говорил, что забыл про дежурство. Я отвечала: ну хоть сегодня-то останься.
Накануне гибели Ромы я говорила по телефону с его бабушкой, пожаловалась, что он опять ушел, не убрав класс. Она мне ответила, что Рома ходит в школу в чистой одежде не для того, чтобы полы мыть. И раз он дома этого не делает, нечего ему и в школе прибираться. Я ей объяснила, что все дети дежурят, и в этом ничего такого нет. Она вроде поняла, и сказала, что сейчас мальчик поест, переоденется и придет. Он действительно пришел, и мы вместе занялись уборкой. Оказалось, что Ромка совсем не умеет подметать. Я ему показала, он стал мести, а я за ним мыла пол. Говорила все время: присматривайся, учись, в жизни это пригодится".
О личности самого мальчика и его бабушки преподаватели и друзья рассказывают, что Ромка был веселым мальчиком, правда, в 6-м классе увлекся компьютерными играми, стал отдаляться от школы, не ходил на праздники. Был фантазером, но реализовывать мечты предпочитал в виртуальном мире. Про бабушку известно то, что она больше любила старшего внука и, если прежде ходила на собрания к Денису, то с Ромой все было иначе. Его делами в школе она, по словам учителей, не интересовалась.
"Ромка вообще всегда добивался бабушкиной любви и никак не мог ее добиться".
В данной ситуации сложно встать на чью-то сторону. Интересное расследование, в связи с этим, публикует Фонтанка.Ру: в результате проявляются факты дела, на которые сначала можно и не обратить внимание.
Мнение.
Первое, на чем останавливаются журналисты - записка. Она была найдена в рюкзаке. На весь лист было написано крупными печатными буквами "Из-за Аркаши". Внизу мелким почерком приписка: "Я, Лебедев Роман, подтверждаю, что классная руководительница Вера Аркадьевна требовала 300 рублей..." - и так далее. Специалисты обратили внимание, что формулировка для 14-летнего ребенка крайне не характерная, слишком официальная. При этом записка написана его рукой. Более того, слова написаны неравномерно, при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что мальчик останавливался на середине слова – как будто ему кто-то диктовал, либо он откуда-то списывал. Кроме того, все написано очень грамотно, но у Ромы Лебедева, по рассказу учительницы русского языка, были проблемы с правописанием. Александр Федчун, адвокат Веры Новак просил провести психолого-лингвистическую экспертизу, но прокуратура отказала ему с формулировкой "нецелесообразно". Правда, "Известия", ссылаясь на источник в правоохранительных органах, сообщили, что экспертиза подтвердила "измененное психофизическое состояние" ребенка во время написания этой записки.
Второй момент – "на подошвах Роминых кроссовок не было ни следов почвы, ни следов масел, характерных для железнодорожных путей. Они были абсолютно чистыми, будто он там не ходил", рассказывает адвокат. При этом, есть свидетельница, которая утверждает, что видела его за некоторое время до самоубийства на рельсах и даже описывает внешний вид. Кстати, на руках мальчика обнаружено около 15 ссадин и царапин - на внутренней стороне локтя. Откуда они?...
Медицинская экспертиза также выразила удивление расположением тела – такое впечатление, что мальчик абсолютно спокойно лежал на рельсах и ждал смерти, что вряд ли возможно, по утверждению детских психиатров. Правда, характер ран подтверждает факт…
Не совпадает и время исчезновения Ромы. Отец, лишенный прав на детей, все-таки не забывал об их существовании – утром 21 сентября отец заходил в школу и спрашивал охранника о сыне, по его словам, он тогда не ночевал дома. Между тем, бабушка утверждала, что последний раз видела внука живым утром 21 числа.
В денежной проблеме – основной в этом деле, также можно усомниться. По информации газеты "Тайный Советник", отец сам рассказал охраннику школы о том, что… дал мальчику 300 рублей. «Я дал ему деньги. То ли он их в автоматы проиграл, то ли должен был кому-то». Кстати, по соседству со школой еще недавно, были игровые автоматы и, говорят, там видели Рому.
Кроме того, "Известия" приводят еще один факт – возможно, и не относящийся к делу, тем не менее, придающий ему загадочности. Платформу "Скачки" в Красном Селе хорошо знают участковые и наркополицейские из-за "плантаций" грибов, содержащих галлюциноген.
В свете последних событий, когда учителя действительно применяют силу и оскорбления против своих учеников (только за последние два месяца, по крайней мере, четыре таких случая) проще всего обвинить старшего по возрасту. Насилие в школах действительно становится одной из самых серьезных проблем общества. "Дедовщина", начинающаяся со школьной скамьи, вырастает в не менее важное "взрослое" насилие. Другое дело, что нельзя смотреть на эту проблему с одной стороны. Кто сейчас идет работать в школы? – задаются вопросом СМИ. Увы, ситуация такова, что профессия педагога становится не интересной для молодежи – в ВУЗах пустуют места и лишь небольшая часть из тех, кто получает высшее образование, идет работать по специальности. Таким образом, большинство преподавателей – пенсионеры, которые, пытаясь набрать "часы", работают одновременно в 2-3 школах и выбиваются из сил.
Российская газета рисует такой образ современного школьного учителя: "Чаще всего это женщина 45-55 лет, мать одного или двоих детей, часто не замужем или разведена. Нагрузка - 30-35 часов (работа в нескольких школах), классное руководство, факультативные занятия и спецкурсы. Грустные глаза, хронические и профессиональные заболевания, одежда опрятная, но с оптового рынка, разговоры с домашними только о работе (вся жизнь - это дети и уроки)".
Другая проблема, конечно в финансировании: недостаточное обеспечение ремонта школ, необходимость охраны. Родители, способные финансово помочь школе – понимают, но у многих просто нет такой возможности. На утверждения, что "средства на ремонт выделяются", каждый представитель родительского комитета может ответить: "Выделяются. Но раз в … лет, а отваливается что-нибудь каждый год".
В частности и история Ромы Лебедева, как пишет Фонтанка.Ру, может быть и не вызвала бы такого резонанса. Если бы не было финансовой составляющей - в течение почти двух месяцев в школе шла проверка расходования внебюджетных средств. В результате нарушением признали сбор денег на охрану. Директор, Лилия Иваненкова, оштрафована на 4 тысячи рублей. С позиции родителей – это и есть те самые поборы. Позиция учителей другая: они предлагают вспомнить Беслан. Нужно ведь, чтобы школу охраняли, а на это нужны деньги.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников