Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
В Израиле начался процесс обсуждения будущего состава правительства. В то же время новый палестинский премьер-министр Исмаил Хания заявил, что кто бы ни пришел к власти в Израиле, палестинцы ожидают от него признания их законных прав, и только это будет способствовать установлению стабильности в регионе.
Нет сомнений, что еще долго эти пожелания будут оставаться несбыточными. Реализация прав подразумевает диалог, но даже переговорного механизма между палестинцами и израильтянами на данный момент нет.
Более того, палестинцы оказались полностью исключены из процесса ближневосточного урегулирования. В основном обсуждение реализации тех или иных проектов решения палестинской проблемы идет между Израилем и международным сообществом, прежде всего США. Собственно, происходящее трудно назвать мирным урегулированием, ибо одна из сторон конфликта заведомо остается в проигрыше.
Чья тут вина – Израиля, который в последние годы под разными предлогами отказывался видеть в палестинцах партнеров по переговорам, или в них самих?
Напомним, что бойкот палестинского руководства для Израиля дело не новое. Несколько лет назад, в разгар интифады, израильтяне отказались иметь дело с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Ясиром Арафатом. Теперь на его месте оказалось Движение исламского сопротивления (ХАМАС) после своей победы на палестинских парламентских выборах. Поводы для отказа от переговоров практически идентичны – поддержка террора.
При этом следует помнить, что израильтянам во многом выгодно не иметь партнера для диалога - это помогает им не идти на болезненные уступки, которые чреваты внутриполитическими кризисами.
В то же время в сложившейся сегодня ситуации во многом вина и самих палестинцев – неясно, с кем из них разговаривать, кто представляет их интересы де-факто и де-юре? Несмотря на существенный перевес на парламентских выборах, ХАМАС не смог объединить вокруг себя другие палестинские движения и партии. Он оказался у власти фактически без власти. Основные рычаги управления ПНА остаются в руках ее председателя и одного из лидеров Движения освобождения Палестины (ФАТХ) Махмуда Аббаса.
Но и его решения не могут быть воплощены в жизнь без поддержки правительства и парламента, где первую скрипку играет ХАМАС. Эти два движения оказались двумя сторонами одной медали – невозможно поддерживать контакты с одними и игнорировать других.
Кроме того, кризис между ХАМАС и ФАТХ – не единственная причина хаоса на палестинской территории. Напряженные отношения, выливающиеся в вооруженное противостояние, имеют место и между другими партиями и группировками. Чему пример беспорядки в конце марта в секторе Газа после убийства лидера экстремистской группировки «Комитетов народного сопротивления» Абу Юсефа аль-Кука, в котором его сторонники обвинили ФАТХ.
Эти события стали первым испытанием для нового премьер-министра Исмаила Хании, который потребовал от всех группировок увести своих вооруженных сторонников с улиц Газы и впредь проявлять сдержанность. Однако пока неясно, удастся ли ХАМАС взять под контроль ситуацию в палестинских городах и доказать, что оно может сдержать хотя бы одно предвыборное обещание – навести порядок. Такой успех может способствовать консолидации палестинцев и налаживанию диалога с международным сообществом. Пока же на территории, подконтрольной ПНА, бессмысленно и не с кем вести переговоры о мире.
Во многом похожая ситуация складывается и в отношении израильтян, также погрязших во внутренних спорах и конфликтах. Процесс формирования нового правительства обещает быть весьма непростым. На пост премьер-министра претендует не только Эхуд Ольмерт, но и лидер второй по представительству в Кнессете партии «Авода» Амир Перец. Ранее предполагалось, что «Авода" и «Кадима» вместе сформируют правительство. Но кто бы ни вышел в итоге победителем, очевидно, что будущий кабинет министров Израиля будет весьма неустойчивым и вряд ли способным на кардинальные решения. И это одна из причин того, что ближневосточное урегулирование в ближайшее время в очередной раз завязнет в болоте.
Безусловно, «квартет» посредников в составе России, США, ЕС и ООН постарается приложить усилия, чтобы вывести ситуацию из тупика, однако для того, чтобы разговор был конструктивным, следует подождать стабилизации внутриполитической ситуации и в Израиле, и на палестинских территориях. Сейчас задача посредников во многом сводится к тому, чтобы не допустить очередного витка конфликта. А разговоры о мире – не более чем задел на будущее.
По сути, сегодня «квартет» является единственным участником ближневосточного мирного урегулирования, в то время как сами стороны конфликта заняты своими внутренними проблемами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции