Екатерина Кузнецова, завсектором европейских проблем Центра изучения постиндустриального общества – РИА Новости.
Хотя окончательная конфигурация политического Олимпа Украины после парламентских выборов пока остается в тумане, можно с уверенностью утверждать, что европейская направленность украинской политики не будет пересматриваться ни одной из претендующих на власть политических сил.
Стереотипный взгляд на выборы в Верховную Раду рисовал предвыборную кампанию на Украине в виде столкновения двух взаимоисключающих сил – пророссийской Партии регионов, возглавляемой аутсайдером президентских выборов 2004 года Виктором Януковичем (поддержанным Кремлем), и прозападным «оранжевым» лагерем, представленным Блоком Юлии Тимошенко, партией «Наша Украина» Виктора Ющенко и Социалистической партией Александра Мороза.
Такой подход, тем не менее, обидно упрощает сложные реалии украинской политики, оттесняя на периферию внимания то обстоятельство, что Украина окончательно и бесповоротно сделала выбор в пользу Европы. Вопрос лишь в том, что эти слова означают.
Если взглянуть на программы тройки лидеров парламентских выборов, обнаружится, что, несмотря на их «разновекторность», все они рассматривают интеграцию в Европу как естественный путь развития и модернизации Украины. Различия наблюдаются лишь в акцентах.
Позиция «Нашей Украины», которая видит основой внешней политики страны ее интеграцию в европейские структуры, предопределяется глубокой личной верой президента Ющенко в идею единой Европы.
В отличие от него, Янукович предлагает не столько подчинить задачи развития Украины цели вступления в ЕС, сколько адаптировать цель вступления в ЕС к национальным интересам Украины (остается, правда, определить, каковы они), «продвигаясь к ней практическими делами, а не лозунгами».
«Оранжевая принцесса» Юлия Тимошенко занимает, пожалуй, наиболее двусмысленную позицию, рассматривая Европу как гарант суверенитета и целостности Украины.
Казалось бы - если ориентации на Европу придерживаются все политические силы Украины, личность будущего премьера не имеет принципиального значения. Но, учитывая, что по закону о политической реформе к премьеру перейдет значительная часть полномочий президента, приоритеты и акценты внешней политики с большой вероятностью станут политическим выбором одного человека.
Премьерство любого из соратников Виктора Ющенко означало бы для европейцев наступление трудных времен, ибо его команда способна в самом ближайшем будущем поднять неудобный вопрос о вступлении Украины в ЕС на условиях полноправного членства.
Известно, что с 2007 года украино-европейские отношения перейдут на новые рельсы "Европейской политики соседства", которая требует от «соседей» выполнения копенгагенских критериев (тех, что обязательны к исполнению для кандидатов-членов в ЕС) и предлагает углубление сотрудничества, вплоть до возможности создания зоны свободной торговли и экономической интеграции. Однако предложение о членстве в ЕС никогда еще не звучало из уст европейских чиновников. Вряд ли оно и прозвучит – ведь не ЕС просит государства вступить в организацию, а, наоборот, государства обращаются в Брюссель с просьбой о вступлении. Виктор Ющенко, похоже, к этому готов. А вот готова ли Европа – большой вопрос.
Если удержать Ющенко от щекотливой просьбы о вступлении потребует напряженных усилий, то остановить Юлию Тимошенко в навязывании собственной повестки дня европейцам будет практически невозможно. Кроме того, доминирование в Верховной Раде Тимошенко или Януковича неизбежно вплетет в ткань взаимоотношений между Украиной и ЕС новый элемент – Россию. При этом если Янукович отражает интересы тех избирателей, который считают необходимым восстановление доверительных отношений с братским русским народом, то Тимошенко является выразителем мнений тех, кто полагает, что Россия несет угрозу независимости Украины. Но если пророссийская ориентация Партии регионов вряд ли способна нарушить плавный ход взаимного изучения Европой и Украиной друг друга, то стремление к обособлению от России со стороны блока несгибаемой леди может направить переговоры с Европой в неожиданное русло.
С одной стороны, Украина может начать педалировать старт переговоров о вступлении в ЕС, увязывая свое членство со способностью Европы "обуздать имперские амбиции России". Вступление Украины в ЕС, безусловно, охладит желание России вмешиваться в политические процессы в соседнем государстве, но в то же время вряд ли европейцы готовы сегодня платить за эту роскошь расширением собственных границ.
С другой стороны, приход Тимошенко к власти в высокой степени чреват очередным кризисом на рынке электроэнергии в Европе, который может оказаться несопоставимым по масштабам с январским. Экс-премьер не раз заявляла о намерении пересмотреть достигнутые в начале года соглашения о поставках газа на Украину из России и принудительно – то есть посредством отбора газа – вернуться к старым фиксированным схемам и ценам. Возможные перебои поставок газа в Европу неприятны, но наиболее важным следствием этого может стать то, что единое европейское энергетическое пространство окажется несостоятельным без участия в нем Украины. А это автоматически выведет переговоры о формирующемся едином энергетическом пространстве на общеевропейский уровень и заставит ЕС выразить свое мнение относительно участия России в интеграционных процессах в Европе.
Впрочем, для Украины это не имеет принципиального значения – она в первую очередь видит в Европе свое собственное будущее, а не только призрак дипломатических игр с «большим братом».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции