Михаил Цыганов
ДЖАКАРТА, 30 мар - РИА Новости. Всего один филиппинский песо (около двух центов) - по такой цене предлагает в четверг совершить внутренний рейс на своих самолетах вторая по величине на Филиппинах авиакомпания Себу пасифик (Cebu Pacific).
Как гласит объявление, размещенное на сайте недавно отметившей свое десятилетие компании, по такой цене будет продано более 50 тысяч билетов, которые надо приобрести до 2 апреля. Однако воспользоваться ими можно будет только с 20 июня по 18 октября.
"Наша цель - сделать полеты более доступными для большего количества людей, и теперь мы предоставляем места практически бесплатно: полететь может почти любой", - заявил генеральный управляющий авиакомпании Бонг Моджика (Bong Mojica).
По его словам, Себу пасифик также преследует цель научить жителей второго по величине архипелага мира бронировать места заранее. Ведь "чем раньше забронируешь билеты, тем меньше заплатишь", отметил Моджика.
При всей внешней сенсационности своего шага, борющаяся за пассажиров филиппинская авиакомпания лишь взяла на вооружение рекламный ход, уже не раз использовавшийся в разгорающейся в Юго-Восточной Азии ценовой войне "авиакомпаний без роскоши".
Стремясь завоевать рынок дешевых авиабилетов, таиландский воздушный перевозчик ЭйрЭйша еще в сентябре 2004 года предлагал заплатить за перелет из Сингапура в Бангкок всего 29 центов. Тогда эта акция стала "ответным выстрелом" на предложенные чуть ранее новой сингапурской авиалинией Тайгер эйруэйз билетов примерно за 60 центов.
Концепция "авиакомпаний без роскоши" проста: надо отсечь все "излишества", вроде возможности сдать билеты или обедов на борту (откидывающихся кресел и даже заслонок на окнах самолетов), и превратить авиалайнеры, по сути, в летающие городские автобусы. Ведь никто не ждет в них особого комфорта, и, в то же время, все понимают, что автобус может и опоздать.
Это простая идея имеет сейчас явный успех: число подобных авиалиний растет, как на дрожжах. Оно выросло уже настолько, что на прошлой неделе в Малайзии и Сингапуре практически одновременно открылись специализированные авиавокзалы, предназначенные для обслуживания только этой категории рейсов.
Самое удивительное заключается в том, что даже при своих феноменально низких ценах "авиакомпании без роскоши" явно чувствуют себя весьма уверенно с финансовой точки зрения. Иначе трудно объяснить проводимые ими программы буквально массовой скупки новых самолетов. Так, основанная четыре года назад малайзийская (с таким названием две авиалинии - малайзийская и ее таиландский филиал со смешанным капиталом) ЭйрЭйша имеет парк из десятков Боингов-737 и ежедневно совершает свыше ста внутренних и международных рейсов. Дюжину новых Аэробусов A319 приобрела недавно и Себу пасифик.
Колоссальный успех феномена "авиакомпаний без роскоши" в Азии понятен: раскинувшиеся на тысячи километров и состоящие из тысяч островов гигантские архипелаги просто требуют разветвленного и -главное - дешевого авиасообщения. Не случайно в Индонезии, к примеру, число авиапассажиров ежегодно растет на 30-40%.
"Половина наших пассажиров - те, кто летит самолетом в первый раз", - отметил в этой связи официальный представитель индонезийской Лайон эйр Хашим Арсал Алхабфи. "Раньше они просто не могли себе это позволить", - подчеркивает он.
Но все это не сможет привести к краху традиционных авиалиний, считает Мэтью Самуэл, 33 года проработавший в Сингапур эйрлайнз. Ведь не удушили же дешевые пансионаты пятизвездные отели, напоминает он.
Между тем, далеко не все пассажиры готовы мириться с неудобным временем полетов (дешевые рейсы обычно совершаются лишь тогда, когда в аэропортах действуют скидки на обслуживание самолетов), отсутствием удобных стыковок при транзите, сокращением числа туалетов на борту (чтобы увеличить число мест) или требованием некоторых дешевых перевозчиков брать с собой в салон весь багаж. А кроме того, постоянные опоздания и отмены рейсов, с которыми то и дело сталкиваешься, пользуясь услугами дешевых авиалиний.