Марианна Беленькая, Артур Габдрахманов, РИА Новости.
Израильские выборы в Кнессет (парламент), состоявшиеся 28 марта, принесли сенсации местного значения, но на судьбу региона это не повлияет. Несмотря на сюрпризы, главным итогом голосования, стала, как и предсказывали опросы общественного мнения, победа партии «Кадима» во главе с Эхудом Ольмертом. Итог - ожидаемый и к нему были готовы все участники процесса ближневосточного урегулирования.
Пожалуй, впервые за всю историю Израиля его граждане не стояли перед выбором за кого голосовать – «правых» или «левых», «ястребов» или «голубей». На израильской политической сцене все смешалось настолько, что стало трудно провести разницу между теми и другими, и, соответственно, очень многие не могли определиться с выбором. Да и в целом Израиль устал от политики. Доказательством этому служит самая низкая с момента основания страны явка избирателей - 63,2%, и голосование за так называемые «третьи силы».
Сенсацией стало поражение «Ликуда», до сих пор возглавлявшего либо правящую коалицию, либо оппозицию. На этот раз он получил лишь пятое место. «Ликуд» пропустил вперед ШАС - крупнейшую ультрарелигиозную партию в стране и «Наш дом Израиль» (НДИ) Авигдора Либермана. Выход русскоязычного политика в лидеры предвыборной гонки предсказывали все последние опросы общественного мнения. За него отдала голоса большая часть «русской улицы». Еще один сюрприз израильских выборов - появление в Кнессете партии пенсионеров «Гиль» («Возраст»). Опросы предрекали ей не более двух мест в Кнессете в лучшем случае. Тем не менее, «Гиль» получила 7 мандатов, которые могут оказать существенное влияние и на процесс формирования правительственной коалиции, и на принятие в дальнейшем решений по принципиальным вопросам. В израильской истории судьбу голосования в Кнессете решали партии и с куда меньшим числом мандатов, так как ни одна из основных политических сил уже давно не набирала достаточного количества голосов, чтобы самостоятельно проводить нужные резолюции через парламент.
Так и на этот раз «Кадима» во главе с Эхудом Ольмертов получила 28 из 120 мандатов, а «Авода» Амира Переца 20. Объединившись эти партии, тем не менее, не смогут обойтись без помощи остальных – для правящей коалиции нужен как минимум 61 мандат.
Впрочем, исход выборов таков, что «Кадима» и «Авода» смогут без труда набрать необходимое число сторонников, чтобы сформировать коалицию, и у них даже есть возможность для маневра между различными партиями. Cуществует несколько вариантов коалиции, и осталось лишь дождаться, чем кончатся межпартийные переговоры. Впрочем, по мнению израильских социологов, дележ министерских портфелей может затянуться, да и в целом для многопартийного правительства весьма вероятна угроза развала из-за малейших разногласий. Неслучайно в последние годы Израиль буквально сотрясают правительственные кризисы. И прошедшие выборы являются уже четвертым досрочным голосованием за последние семь лет.
Безусловно, нестабильность внутриполитической ситуации в Израиле не может не отражаться в целом на ближневосточном урегулировании. Любые попытки сдвинуть с мертвой точки процесс могут привести к правительственному кризису. Незначительный перевес, полученный Ольмертом над соперниками, ограничивает пространство для маневра, заставляет его прислушиваться к мнению оппозиции и будущих партнеров по коалиции. Тем не менее, он полон решимости реализовать свой план определения границ Израиля к 2010 году. Это делает неизбежным возобновление дискуссии вокруг ближневосточного урегулирования, как внутри Израиля, так и во вне.
Будущий израильский премьер-министр уже обратился к главе Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуду Аббасу с призывом возобновить переговоры. Со своей стороны палестинский лидер еще до того, как стали известны результаты израильских выборов, выражал готовность к диалогу. Однако перспективы этих переговоров весьма туманны. Так как предложения по определению границ Израиля и соответственно будущего палестинского государства, которые еще до выборов озвучил Ольмерт, не могут устроить палестинцев. И Аббас не может их принять, и уж тем более их не ратифицируют палестинские парламент и правительство, где первую скрипку играет Движение исламского сопротивления (ХАМАС). В тоже время будущий премьер Израиля дает понять, что если он не встретит согласия со стороны палестинцев, то решение о границах будет принято в одностороннем порядке. Впрочем, это невозможно без поддержки международного сообщества.
Неслучайно один из победителей выборов Авигдор Либерман отметил в интервью РИА «Новости», что «основной фактор, с которым нужно разговаривать по поводу определения постоянных границ, это «квартет», а потом наши наиболее влиятельные соседи - Египет и Иордания». По его мнению, только после того, как будет найдено решение проблемы с посредниками и соседями, можно будет говорить о чем-то конкретном.
Это понимает и Ольмерт. Он готов сделать вопрос о постоянных границах предметом широкого внутриизраильского диалога и консультаций с зарубежными партнерами. Так что впереди еще долгий переговорный процесс, на пути которого будет немало препятствий с обеих сторон конфликта – начиная от терактов и военных операций, заканчивая правительственными кризисами. Все как всегда. И израильские выборы ничего не меняют, а являются лишь точкой отсчета для новой попытки урегулирования конфликта в регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции