"Оранжевые" на Украине почти на гране подписания меморандума о создании коалиции. О том как будет действовать победившая на выборах Партия регионов обозревателю РИА Новости Наталье Ратиани и корреспонденту Павлу Дульману рассказал глава избирательного штаба Партии регионов Евгений Кушнарев.
"Оранжевая" коалиция вот-вот готова подписать меморандум о своем создании. Так чего больше в нынешних консультациях с Виктором Ющенко по созданию коалиции - пиара или реальных договоренностей? Ведь он встречался и с вашим лидером?
- Процесс переговоров начался, но сейчас мы на этапе предварительных консультаций. Такие консультации не носят официального характера - это, скорее, возможность прощупать друг друга. Отсюда и расплывчатые, порой взаимоисключающие комментарии. Пиар присутствует, но в основном со стороны тех, кто пытается повлиять на процесс.
Вы имеете в виду Юлию Тимошенко?
- Вне всякого сомнения - для нее пост премьера превратился в самоцель. И это видят все. В наименьшей степени - поверьте, я самокритично оцениваю нашу деятельность - это присуще Партии регионов. Нам не имеет смысла психологически воздействовать на участников переговоров. Мы определи свою роль - мы победители.
Так пожелало относительное большинство наших граждан, и мы готовы формировать коалицию, открыты для диалога со всеми, кто прошел в парламент.
Но официальные переговоры мы можем начать только после определения окончательного состава участников. На этой второй стадии будет публичная и не публичная дискуссия, но именно она завершится конкретным результатом.
В чем цена вопроса для каждой партии при создании коалиции?
- Цель любых выборов - это власть. Но власть - это еще и средство реализации своих программ. Сейчас идет поиск формата, который позволил бы, с одной стороны, быть во власти и получить возможности для реализации своих целей, а, с другой стороны, минимально поступится теми принципами, за которые, собственно, и голосовал избиратель каждой партии.
Пройдя эти выборы, мы так или иначе думаем о следующих - мы не однодневки.
Партиям и блокам на Украине надо осознать простую истину - каждый из нас выражает интересы больших групп украинского народа. Надо всем вместе искать формулу как существующее 15 месяцев противостояние свести на "нет". Нельзя сделать Украину одноцветной.
А у вас есть такая формула?
- У нас она есть, но я не знаю, насколько ее готовы обсуждать наши оппоненты. Речь идет о мягком федерализме или европейском регионализме, широко распространенном в Европе. А пока федерализм на Украине превратился в ругательное слово, а усилиями политтехнологов ее связали с противоположным понятием "сепаратизм".
Когда люди на востоке Украины поймут, что в культурной сфере никто не сомневается в их праве использовать русский язык, а на западе осознают, что никто никогда не придет и не будет им навязывать русский язык в качестве второго государственного, то только радикалы будут продолжать паразитировать на этой теме. А радикалов у нас не любят.
Естественно, при этом украинский язык должен остаться государственным. Это никто не ставит под сомнение.
Очевидное разделение Украины по политическим предпочтением на два лагеря дает ли повод говорить о появлении двухпартийной системы?
- Сейчас Украина двухцветная - оранжевая и бело-голубая. Конечно, при желании в этом можно усмотреть прообраз двухпартийной системы. Но я бы не хотел, чтобы реализовался такой сценарий. Такое разделение Украины чревато постоянной угрозой раскола и противостоянием. В основе этого разделения не разность взглядов на развитие страны, а разный подход к тем проблемам, которые всегда являются источником противостояния, а в историческом плане источником гражданских конфликтов, и даже войн.
Так что из такого двухцветия Украине нужно как можно скорее выходить. И это задача предстоящего пятилетия.
Понимание этого должно присутствовать у нашей элиты. И очень надеюсь, что понимание этого не на словах, а в душе и сердце, присутствует и у президента Ющенко. Ведь именно его политика последнего года углубила этот раскол.
Вместе с тем, по итогам нынешних парламентских выборов Украина стала трехцветной. Бело-голубой, бело-красной и оранжевой. Это уже было в истории Украины в 1917 году. Тогда на юго-востоке Украина была советская. В бывшей Украинской народной республике сегодня победила Тимошенко. В западно-украинской народной республике того времени - в Галичине и Закарпатье - победила сегодня "Наша Украина".
Нужно об этом помнить и делать все для того, чтобы Украина как можно скорее вернулась к цветам национального флага.
Именно об этом говорит и Юлия Тимошенко?
- А как она собирается вернуться к цветам национального флага, когда она категорически заявляет, что Партия регионов, а следовательно и ее миллионы избирателей, несовместимы с идеалами ее блока?
Получается, вы в принципе не рассматриваете союз с Тимошенко?
- Мое личное твердое убеждение - из всех возможных партнеров Тимошенко находится от нас дальше всех. Когда сейчас говорят о борьбе за коалицию, то имеют в виду кто кого оставит в оппозиции - БЮТ Партию регионов или наоборот.
А вы не боитесь, что с Партией регионов может сейчас произойти то же, что с партией Ющенко на прошлых парламентских выборах? Они тогда завоевали большинство и оказались в оппозиции. Не боитесь, что будет такая же ситуация?
- Мы уже живем совсем в другой Украине. В том парламенте был мажоритарный ресурс, из которого можно было лепить любые коалиции. Сегодня этого ресурса уже нет. А республика из президентской превратилась в президентско-парламентскую. Изменились правила игры, и кто быстрее ими овладеет тот и обеспечит себе стратегическое преимущество.
Тимошенко заявила, что если она станет премьером, то она пересмотрит газовые соглашения с Россией. Отношение к этому вопросу Партии регионов и ваши дальнейшие шаги в парламенте нового созыва?
- Если Тимошенко волнует больше всего состав участников газового соглашения, то нас - цена на выходе. Эта цена определяет сегодняшнее катастрофическое положение украинской экономики и лишает нас перспектив серьезного экономического роста.
Мы видим решение этой проблемы в немедленном возобновлении переговоров с Россией о создании ЕЭП. В рамках единого экономического пространства будет действовать единый энергетический тариф, который будет значительно ниже сегодняшней цены на газ. А самое главное, у нас будет предсказуемость в этом вопросе.
А в экономике долгосрочные нормативы, если они правильно просчитаны и определены, дают колоссальный выигрыш.
Если мы сделаем экономический прорыв и на этой основе обеспечим благосостояние людей, то мы снимем остроту очень многих политических и национально-языковых проблем. Эти проблемы сейчас так болезненно воспринимаются, потому как люди бедны и злы.
Вы считаете, что экономика способна решить языковую проблему?
- Мы говорим о необходимости стратегического партнерства с Россией, которое само по себе снижает остроту этой проблемы.
Часть экспертов полагают, что Партия регионов не будет разворачиваться всем корпусом к России. И ее не стоит считать исключительно пророссийской партией. А как считаете вы?
- Эксперты правильно считают. Если кто-то в России считает, что Партия регионов является пятой колонной России на Украине, то пусть они как можно скорее от этих иллюзий откажутся. Мы, вне всякого сомнения, за стратегическую дружбу с Россией, но в основе этой дружбы должно быть равноправное отношение и взаимная выгода.
Эта дружба абсолютно не должна противопоставляться нашим европейским устремлениям. Нашему движению в европейское сообщество. Прошу не путать с Евросоюзом. Мы вкладываем в европейское сообщество не столько прагматичный, сколько гуманитарный принцип. И тогда интересы Украины будут превыше всего, но мы будем жить в мире и понимании и с Россией, и с Европой.
Не понимаю, чем плох такой подход? Он хорош и для России, и для Европы. А для Украины просто прекрасен.
Или как вам, скажем, идея создать на Украине европейско-российский технопарк. Если уникальный научно-технический потенциал Украины не будет востребован, то он умрет сам и во многом замедлит движение Украины к европейскому уровню и качеству жизни.
Если мы себя правильно предложим в этом качестве и России, и Европе, то мы будем востребованы и там, и там.
Что будете делать, если Ющенко пойдет на затягивание процесса по созданию коалиционного правительства , что чревато роспуском Верховной Рады?
- На всякого хитрого президента у нас есть простой ход. Сделаем Юлию Владимировну премьером и посмотрим на выражение лица президента. Это я к тому, что любую ситуацию можно довести до абсурда. Президент, конечно, может мешать переговорам, но у него уже не те возможности и не тот талант, который был у Кучмы. Если партии, пришедшие в парламент, захотят объединиться, то президент в этом нам не помешает.
Все партии потратили столько сил на эти выборы, что идти на повторные - через два месяца - ни у кого желания нет. Все просто боятся, что президент подыграет какой-нибудь одной силе. Поэтому и хотят гарантий того, что президент будет толерантен и нейтрален к партиям и блокам, пришедшим в парламент, а это хорошая база для начала переговоров.
Должен отметить, что во вторник президент на консультациях вел себя максимально корректно и в рамках своих конституционных полномочий.
Так что пока у меня нет поводов для критики президента.