Президент подписал указ о формировании военно-промышленной комиссии; президент подписал указ о создании Национального антитеррористического комитета; создан департамент по реализации нацпроектов, создана Общественная палата по укреплению гражданского общества...
В последние месяцы вертикаль власти как будто размывается, замещаясь сетью горизонтальных, «финансово-отраслевых» образований, не очень четких по природе, полномочиям и зоне ответственности. Зачем это делается за полтора года до выборов и к чему это может привести?
Владимир Путин меняет то, что сам создавал первые 5 лет своего президентства, - вертикаль власти. В последние месяцы то ли вокруг потенциально «уязвимых» блоков, то ли вокруг потенциальных преемников создается новая сеть структур – палаты, комитеты и комиссии. Этакие «кусты» поверх существующих ведомств и институтов. Пришел Медведев в Белый дом – ему создают департамент; повысили Иванова – создали комиссию по ВПК; появилась насущная необходимость бороться с терроризмом (только сейчас?) – указом сформировали Антитеррористический комитет с полномочиями и новой штатной численностью; возникла надобность «приподнять» тему гражданского общества – заработала Общественная палата.
Все подобные структуры, особенно первые три, немедленно генерируют вокруг себя – по факту или по указам-распоряжениям – людей, полномочия и деньги. Таким образом, каждый и без того не самый незаметный в политическом истеблишменте чиновник получает свой «куст».
Почему это делается и для чего? Можно найти разные объяснения - от сугубо экономических до глубоко конспирологических политических, однако, увы, все они в той или иной степени являются следствием неких действий, совершаемых в последние годы. Они все – следствия. Хотя в будущем могут стать и причиной.
По экономике: воссоздание многочисленных комитетов, департаментов и комиссий, от которых так долго и мучительно избавлялись в ранние 2000-е, можно объяснить тем, что традиционные существующие министерства и ведомства не работают. «Недостаточная исполнительская дисциплина», «слабая межведомственная координация», «клановые интересы» - в принципе, сам президент не раз использовал эти выражения, и ими же может быть объяснено создание новых «кустов». Правда, тогда это натыкается на новый вопрос: если не работают традиционные структуры, входящие в правительство, силовой блок и т.д., то почему должны заработать новые образования, которые по своей природе более размыты? Тогда уместнее было бы задаваться вопросом об эффективности правительства, структур в регионах, как федеральных, так и местных, и пытаться поднять «производительность труда» в них. Если на дачной грядке плохо растет клубника, садовод сначала долго будет ее подрезать, окапывать и удобрять. И уж только перепробовав все эти способы, плюнет и раскопает грядку в другом месте. Возможно, посадит новый сорт. Но уж точно не будет метаться каждый сезон с места на место. Учреждения правительства – в сущности та же клубника на грядке...
Другое объяснение, отчасти связанное с первым. Президент окончательно убедился, что никакой команды из правительства не получается, Фрадков слаб, другие сами по себе, и – перед сменой премьера – решил создать некие «каркасы прочности» и опоры, которые перейдут в следующий кабинет. С другой стороны, объяснение тоже не очень: ни одна структура не будет эффективно работать, если пусть даже самые выдающиеся подчиненные де-факто (а то и де-юре) позиционированы наравне с начальником или даже выше. И, главное, что к производительности все это по-прежнему имеет весьма отдаленное отношение, потому как в глубине души все равно далеко не все верят, что к 2008 году каждая российская семья обретет по ипотеке отдельную квартиру, к 2010-му каждый летчик получит новый истребитель, а терроризм станет частью истории, как бубонная чума.
Наконец, объяснение политико-конспирологическое. Предчувствуя борьбу перед 2008 годом, Путин принял меры предосторожности и «диверсифицирует» элиту, чтобы она – если преемник не понравится – не представляла собою монолита, начав «дружить против кого-то», а представляла бы своеобразный чиновничье-клановый плюрализм, где есть свои «точки силы» в лице лично Патрушева, лично Иванова, лично Медведева при сохранении лично Фрадкова.
Любопытно, что комиссии не создаются ни по территориальному, ни по экс-территориальному принципу, ни даже в чистом виде по ведомственному. То есть про территориальную целостность и суверенитет как главные политические оптимумы, все помнят. Можно дать и обратное объяснение: Путин просто не препятствует выделению «зон ответственности», на любую инициативу говоря: работайте, а там посмотрим. Вот все и работают, притом каждый – еще и немножко на себя.
Как обычно бывает, ни одно из объяснений в российских политических реалиях не является исчерпывающим. Возможна комбинация нескольких, помноженных еще на какие-нибудь субъективные факторы, например, собственный характер Путина, его доверие-недоверие к людям, усталость, особенности текущего момента и т.д. Но факт остается: властные институты работают все менее эффективно, и вряд ли разные комитеты и комиссии, пусть и сосредоточившие в своих руках десятки полномочий и миллиардов рублей, эту эффективность повысят. К тому же и в подобных «зарослях» всегда оказывается что-нибудь, что нормальной работы все равно не дает: какой-нибудь регламент не написали, устав не переделали, в закон изменения не внесли, с соседним министерством отношения не прояснили. Так что и тут обязательно найдется что-то, что даже высокопрофессионального чиновника доведет до нервного припадка.
Клановая структура власти несет в себе и плюсы, и минусы. Плюсом может быть, как ни странно, то, что подобная «диверсификация» станет препятствием для концентрации власти в одних руках, а значит, не случится ни мягкой, ни жесткой диктатуры. Некоторые даже полагают, что из подобного политического многоцветия с течением времени могут произрасти разнообразные демократические институты. С другой стороны, тут же заложен и минус: преемнику придется договариваться со всеми, и не все, возможно, этого захотят. Тогда разладится даже то, что еще работает. Иногда, как утверждали некоторые политологи после событий в Киргизии и на Украине, «кустовой» принцип организации элит приводит к революции или попыткам ее совершить. Чтобы чего-то добиться или что-то предотвратить. Но чем бы ни стали эти образования для России в будущем, сегодня уже совершенно очевидно: поставив целью усиление государства, Путин обрек основные институты на то, что политолог Гильермо О’Доннелл называл «бессильем всевластия». Сила, не подкрепленная мудростью, ответственностью и работоспособными механизмами, приводила в лучшем случае к окончательному одряхлению означенных институтов, в худшем – к их полной смене. Это как с клубникой, которая стареет и перестает плодоносить. Или как с государством, которое не выдерживает конкуренции с окружающим миром.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции