1776 - в Москве основан Большой театр
28 марта 1776 года московский губернатор Петр Урусов получил правительственную привилегию «содержать ему театральные всякого рода представления». Этот день считается датой основания Большого театра в Москве. Труппа театра вначале была невелика: 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. Труппа была единой - одни и те же актеры участвовали в драме, опере и балете. С 1776 года спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. В 1780 театр перешел в здание , построенное на углу улицы Петровки и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр, но в 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках. В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная ) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. По его же проекту в 1824 году было построено и новое здание Большого театра на месте бывшего Петровского. Но 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. 20 августа 1856 года восстановленный Большой театр был открыт. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр О.Бове, погибла при пожаре. Для создания новой А. Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта , автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. П.Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
1925 - родился Иннокентий Михайлович СМОКТУНОВСКИЙ
1925 - родился Иннокентий Михайлович СМОКТУНОВСКИЙ, актер, народный артист СССР.
Родился в деревне Татьяновка Томской области в рабочей семье. В 1929 году его семья переехала в Красноярск. После окончания школы учился в школе киномехаников. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию; попал в Киевское пехотное училище, в 1943 году отправился на фронт, где участвовал в боях на Курской дуге, форсировал Днепр. В декабре 1943 года попал в плен, бежал, воевал вместе с партизанами, а потом с действующей армией дошел до Берлина. В 1945-1946 годах учился в студии Красноярского театра. По окончании студии Смоктуновский играл в провинциальных театрах. С 1955 года показывался во многих театрах Москвы, неизменно получая отказ. Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х годов, сыграв князя Мышкина на сцене БДТ, куда его пригласил Георгий Товстоногов. Роль Мышкина была признана целой эпохой в творчестве артиста, с этой роли началась настоящая актерская биография Смоктуновского. Восхождение Иннокентия Смоктуновского к вершинам кинославы началось с фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Еще больший успех ожидал актера с выходом в 1964 году «Гамлета», поставленного Григорием Козинцевым, причем Гамлета Смоктуновского в Англии многие критики ставили выше Гамлета в исполнении Лоуренса Оливье. Незаурядный комический дар артиста открылся в роли Деточкина в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Почти каждая его работа становилась событием: Пал Палыч («Ночной гость»), Войницкий («Дядя Ваня»), Моисей Моисеевич («Степь»), Сальери и Барон («Маленькие трагедии»), Плюшкин (телефильм «Мертвые души»), портной Исаак («Дамский портной»). Умер Иннокентий Смоктуновский 3 августа 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
1845 - родился Павел Михайлович ГОЛУБИЦКИЙ
1845 - родился Павел Михайлович ГОЛУБИЦКИЙ (1845-1911), русский изобретатель в области телефонной связи, создал первый оригинальный телефон.
Первую попытку создания телефона сделал немецкий физик Филипп Рейс, который в 1861 году изобрел прибор, передающий музыкальные звуки. А ровно через 15 лет американский преподаватель Грэхем Белл продемонстрировал электрический телефонный аппарат, который достаточно точно воспроизводил звучание человеческого голоса. Блейк организовал телефонную связь во многих городах мира. Однако она оказалась низкокачественной, и в 1883 году на Мюнхенской электротехнической выставке официальная экспертиза вынуждена была признать, что телефон «пригоден для передачи звуков только на расстояния до десяти километров». Конструкции многополюсных телефонов, успешно выдержавших испытания при переговорах на расстояния, превышающие 350 километров, впервые создал русский физик Павел Михайлович Голубицкий, выходец из Калуги. В 1883 году он проанализировал причины неудовлетворительной работы телефонной связи и обнаружил, что низкая чувствительность и неустойчивость работы телефона объясняются расположением магнита одним полюсом против центра мембраны, поскольку именно в центре мембраны образуется узел колебаний. Простейший из созданных Голубицким телефонов - с двумя полюсами, расположенными эксцентрично относительно центра мембраны, прочно вошел в эксплуатацию. В 1883 году во Франции успешно прошла проверка аппаратов Голубицкого на линии Париж - Нанси. Русский изобретатель получил извещение, что комиссия французского морского министерства признала его телефоны непревзойденными. В том же году Голубицкий установил свои аппараты на Николаевской железной дороге, где они использовались для передачи служебных распоряжений, а в 1884 году там же начал испытания поездного телефона, позволявшего при остановке поезда в любом пункте связываться по нему с железнодорожными станциями. Испытания прошли успешно, и на Николаевской было установлено 10 аппаратов. Телефонизированы были также станции на участке Москва - Подольск. Голубицкий изобрел микрофоны с угольным порошком, микрофон с гребенчатым положением углей. Внедрение этих изобретений в практику позволило к началу ХХ века завершить процесс формирования надежных телефонных аппаратов. Павел Голубицкий создал также звукозаписывающий телефон-фонограф, настольные телефонные аппараты, объединил микрофон и телефон в одну трубку, изобрел телефонную гарнитуру с оголовьем для телефонистов. Очень важным было изобретение Голубицким системы централизованного питания телефонной линии (система центральной батареи - ЦБ), она открыла возможность создания телефонных станций больших емкостей. Эта система впервые была применена в Париже. В России она была введена в эксплуатацию в 1904 году в Москве и Петербурге на новых телефонных станциях.
1881 - умер Модест Петрович МУСОРГСКИЙ
1881 - умер Модест Петрович МУСОРГСКИЙ, русский композитор.
Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. В раннем детстве обучался игре на фортепиано под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты его музыкальной импровизации. С 1849 года постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, затем - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста Антона Герке. В 1852 году издано первое сочинение Мусоргского - полька «Подпрапорщик» для фортепиано. Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство с А.С.Даргомыжским, М.А.Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьезно заниматься композицией), В.В.Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка - «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 1850-х - начала 1860-х годов (хоровые произведения, оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине 1860-х годов Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского и др.): «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист», которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1863-1865 годах он работал над оперой «Саламбо» (по роману Г.Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области декламационной оперы явилась его «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н.В.Гоголя, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений - народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А.С. Пушкину и Н.М.Карамзину, 1868-1869). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишь в 1874 году. В 1870-х годах Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского) и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» по повести Н.В.Гоголя. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А.А.Голенищева-Кутузова «Без солнца», «Песни и пляски смерти», а также «Детская» (слова Мусоргского), романсы на слова А.К.Толстого, фортепьянный цикл «Картинки с выставки». В 1879 году Мусоргский совершил концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Тогда же была написана знаменитая «Песня о блохе». В феврале 1881 года Мусоргского разбил паралич. Скончался он 28 марта в военном госпитале. В некрологе Стасов писал: « Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!». Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор, гуманист и демократ, рассматривавший свою деятельность как один из видов активного служения народу средствами искусства. Характерные черты его творчества - самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности с изобразительностью, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным. Творчество Мусоргского оказало огромное влияние на развитие отечественной и зарубежной музыкальный культуры.
1985 - умер Марк ШАГАЛ
1985 - умер Марк ШАГАЛ, французский живописец и график, выходец из России.
Марк Шагал считается одной из самых значительных художественных личностей XX века, известен своим знаменитым сюрреалистическим стилем, подкупающей искренностью и грустным лиризмом. Многочисленные работы художника соединяют в себе фольклор, образы из быта русско-еврейской провинции и повседневные эпизоды. Произведениям художника присущи ирреальность пространственных построений, эмоциональность колорита, выразительность рисунка. Шагал создал островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В.Гоголя и «Басням» Лафонтена, иллюстрировал Библию, он - автор ряда декоративных произведений: керамических панно и витражей капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, собора в Реймсе, церкви Санкт-Штефан в Майнце. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, мозаики «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Последней работой Шагала в России стало участие в оформлении дебютного спектакля «Шолом Алейхем» Еврейского камерного театра. Уехав за границу, художник жил в Германии, Франции, США. В 1973 году Шагал приезжал с выставкой своих работ в Москву. Умер Марк Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года, похоронен в этом же городе.
1981 - умер Николай Владимирович ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ
1981 - умер Николай Владимирович ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ, биолог-генетик, работы которого положили начало молекулярной биологии (молекулярной генетики) и радиобиологии.
Родился Николай Тимофеев-Ресовский 20 сентября 1900 года в Москве, на Остоженке, в дворянской семье. Его юность совпала с революцией и гражданской войной. С 1917 по 1925 год учился в Московском университете у генетиков С.С.Четверикова и Н.К.Кольцова. Сдавать государственные экзамены по окончании университета Тимофеев-Ресовский не стал и формально высшего образования не получил. С 1921 года участвовал вместе с Кольцовым в создании Института экспериментальной биологии, вел индивидуальные научные исследования в области популяционной генетики, которая стала главной в его профессиональной деятельности. В 1925 году, когда совместному германо-советскому научно-исследовательскому институту в городе Бух под Берлином понадобился знающий биолог, Н.Кольцов рекомендовал на эту работу своего ученика. С 1925 по 1945 год Н.В.Тимофеев-Ресовский вместе с женой Еленой, тоже биологом, работал в Германии. Здесь он открыл и обосновал фундаментальные положения современной генетики. Сначала его группа занималась изучением шмелей, затем мушек-дрозофил. Николай Владимирович знал о проводившихся в конце 1930-х годов экспериментах с расщеплением атомного ядра. Поэтому он первым понял необходимость заняться радиационной генетикой - исследованиями мутаций (скачкообразных изменений наследственности), вызываемых облучением. Работая в Германии, Тимофеев-Ресовский создал научный семинар, в работе которого приняли участие не только биологи-генетики, но и самые крупные физики-теоретики того времени: М.Дельбрюк, В.Гейзенберг, П.Дирак, Д.Бернал, В.Вайскопф, Г.Гамов и многие другие. С 1933 года Николай Владимирович работал в условиях гитлеровской диктатуры. В России в то время начались репрессии против генетиков. Лаборатория его учителя С.С.Четверикова была разгромлена, а самого Четверикова выслали в Свердловск. Другой учитель Тимофеева-Ресовского - Н.К.Кольцов - в конце 1930-х годов был лишен возможности работать. Он сумел передать Николаю Владимировичу письмо, в котором предостерег его от возвращения на родину. К тому же выезд из Германии был уже закрыт, и Тимофеев-Ресовский продолжил работать в институте в Бухе, сохраняя советский паспорт. Несколько раз ему предлагали принять германское гражданство, но он отказывался и продолжал работать. Сын Николая Владимировича во время второй мировой войны вел подпольную антифашистскую работу, был арестован гестапо и казнен. В мае 1945 года в Берлин вошли советские войска, ученого арестовали как пособника фашистов и отправили в лагерь. В 1947 году его вытащил из лагеря заместитель наркома внутренних дел (НКВД) генерал А.П.Завенягин, который узнал от специалистов о ценности такого ученого, как Тимофеев-Ресовский. Его отправили на Южный Урал в закрытую лабораторию. В эти годы генетика в СССР была полностью разгромлена, а само слово «ген» звучало как ругательство. Но работ Н.В.Тимофеева-Ресовского в лаборатории за колючей проволокой это никак не касалось. Там он свободно занимался генетикой, которая в стране была официально отвергнута и запрещена. На Западе помнили его довоенные работы и продолжали на них ссылаться. Когда лабораторию закрыли, Тимофееву-Ресовскому дали возможность создать собственную научную группу и перевели в Институт биологии Уральского филиала Академии наук СССР, где он с 1955 по 1963 год руководил лабораторией биофизики с летним стационаром в Ильменском заповеднике. В 1956 году ученому разрешили вернуться в Москву. Несмотря на изоляцию на «объекте», ученый был в курсе всех новых проблем генетики и молекулярной биологии, а многие авторы этих открытий были его старыми знакомыми и друзьями. Тимофеева-Ресовского полностью не реабилитировали, и долгие годы он жил с клеймом «пособника фашистов», которым никогда не был. Докторскую диссертацию он защитил в Свердловске только в 1963 году, а диплом доктора наук получил в 1964 году после реабилитации генетики в СССР. В 1966 году был избран членом президиума Всесоюзного общества генетиков имени Н.И.Вавилова, позднее - членом академии «Леопольдина» в ГДР, Академии искусств и наук США, получил множество почетных наград за научный вклад в генетику в США, Чехословакии. С 1964 по 1969 год Тимофеев-Ресовский работал в Институте медицинской радиологии в Обнинске, был консультантом Института медико-биологических проблем, куда его пригласил академик О.Г.Газенко - основатель и многолетний руководитель космической медицины в России. За годы работы на Урале и в Обнинске научные интересы Николая Владимировича стали смещаться в сторону глобальных общебиологических проблем: биосфера и человечество, радиоактивное заражение биосферы, принципы теоретической биологии. Ученый разработал стройную концепцию иерархических уровней биосферы и живой природы. Его труды стали классикой российской науки. Умер Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский 28 марта 1981 года в Обнинске. Его судьба описана в книге Д.Гранина «Зубр», ему посвящены три фильма режиссера Е.С.Саканян: «Рядом с Зубром», «Охота на Зубра», «Герои и предатели».