КУАЛА-ЛУМПУР, 26 мар - РИА Новости, Андрей Чекушкин. В непроходимых джунглях малайзийского штата Саравак, граничащего с Индонезией и расположенного на островной части государства - Калимантане, обнаружены два последних проживающих в джунглях по обычаям предков представителя племени Трингус (Tringgus) - "охотников за головами", некогда наводивших ужас не только на немногочисленные научные экспедиции из Старого света, но и на жителей окрестных поселений.
До недавнего времени приграничные территории Малайзии и Индонезии, разделенные условной линией, местами пролегающей через труднодоступные участки джунглей, были практически неизведанны. Преследуя раненого зверя или представителя соседнего племени, лесные жители Саравака зачастую нарушали государственную границу, не подозревая о существовании соседней Индонезии, переходя с территории одного государства в другое.
В некоторые районы острова Калимантан, более известного под старым названием Борнео, не ступала нога не только белого человека, но и местных исследователей. Именно в одном из таких мест штата Саравак и были обнаружены 64-летний шаман Садо Саньек (Sado Sanyek) и его 90-летний соплеменник, охотник Синган Нгегек (Singan Ngegek).
В отличие от своих соплеменников, много лет назад порвавших с традициями и ушедших кто в деревни, а кто и в город, два неразлучных товарища соблюдают все обряды и ритуалы своего племени, ведя ничем не отличающийся от своих предков образ жизни. Единственное, от чего отказались "последние из малайзийских могикан" - это практика "охоты за головами" представителей соседних враждебных племен.
Не имея ни малейшего понятия об электричестве и достижениях современной медицины, они по-прежнему, как сотни лет назад, добывают огонь, растирая сухие деревянные палочки; охотятся на диких зверей при помощи отравленного дротика и выдолбленной из полого ствола дерева трубки; лечатся заранее приготовленным и всегда носимым при себе экстрактом из корней, листьев и соков растений.
"Конечно, как говорят, времена изменились. Но мы - последние хранители традиций племени Трингус, и несмотря на другой образ жизни, к нам по-прежнему обращаются жители окрестных деревень - кто за советом, кто просит защиты у духов гор. В течение двадцати лет мы принимали роды, оказывали медицинскую помощь, помогали выследить дичь и правильно посадить растения в неурожайные годы. Это - дань уважения нашим предкам, веками жившим в гармонии с окружающей природой, и я буду заниматься этим до своих последних дней", - говорит Садо Саньек.
Хотя большинство ушедших в поисках новой жизни соплеменников приняло католичество, два неразлучных товарища по-прежнему приносят жертвы грубовато вырезанным деревянным идолам, прося удачной охоты у духов гор, окружающих близлежащие джунгли.
"Можно принять какую угодно религию, но культура и традиции должны оставаться незыблемыми. Учеба в школе способна дать определенные знания, но накопленный опыт предков не заменят никакие учебники. Конечно, мы не в силах призвать их вернуться в лоно природы, но перенимаемая ими чуждая культура противоречит нашим корням", - считают Садо и Синган.
Вместе с тем, "охота за головами" - это единственная уступка цивилизации, на которую они пошли, хотя считают, что эта традиция помогла им выжить.
"Только поразив врага, ты можешь доказать, что способен защитить себя и свою будущую семью. Душа человека находится в голове, и ее необходимо забрать, только в этом случае ты становишься непобедим. Не сделав этого в свое время, вряд ли мы бы остались живы до сих пор", - уверены они.
Сотни лет свадебному обряду у лесных племен предшествовал обряд подношения головы поверженного противника своей избраннице. Без этого юноша не мог не только жениться, но и считаться полноценным членом племени. В качестве жертвы избирался представитель враждебного племени мужского пола. Со временем, по мере проникновения в труднопроходимые джунгли представителей государственной власти, а с ними и цивилизации, племя Трингус перешло на использование в ритуальных целях черепов орангутангов, которых они в какой-то степени считают людьми (орангутанг по-малайски означает "лесной человек": "оранг" - человек, "утан" - лес).
Садо и Синган, носящие в качестве украшения бусы и браслеты из когтей медведя и клыков леопарда, до сих пор хранят человеческие черепа, взятые в качестве трофея в былые годы, и с удовольствием вспоминают о своей молодости.
"Мы, наши отцы и деды, считались самым отважным и смелым племенем. Доказательство нашей славы мы бережно храним в одном из святилищ, расположенном высоко в горах. В последнее время молодежь предпочитает обходить стороной тему "охоты за головами", словно стыдясь своего прошлого. Но есть и достойные исключения, один из таких мальчиков помогает нам в ритуалах", - сказал Синган.
Племя Трингус - одна из самых малоизученных подгрупп лесных даяков - народности, населяющей Саравак. В настоящее время их насчитывается не более тысячи человек, большая часть которых компактно проживает в трех деревнях - Трингус Бонг, Трингус Рабак Ротан и Матан Нгуан, расположенных в 30 километрах от саравакского города Бау. Практически все они - католики.