Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.
Алтайский краевой суд полностью оправдал человека, ставшего в этом году не просто самым известным автомобилистом, но и самым знаменитым «гражданином» России. В начале февраля Олег Щербинский был приговорен к четырем годам колонии-поселения за то, что с управляемой им машиной столкнулся автомобиль алтайского губернатора Михаила Евдокимова, который погиб в результате аварии вместе со своим водителем и охранником.
«Дело Щербинского», всколыхнувшее не только заядлых автолюбителей, с самого начала выглядело предельно простым. Каждый, кто хотя бы несколько раз сидел за баранкой, прекрасно знает, что Щербинский ничего не нарушил и ни в чем не виноват. Имел место типовой случай: поворачивая налево из крайнего левого ряда со включенным левым поворотником Щербинский неукоснительно соблюдал правила дорожного движения, а мчавшийся сзади водитель губернаторского авто, вылетев на встречную полосу, создал аварийную ситуацию, которая и привела к трагедии. В отделах разборов ГИБДД с момента возникновения этой уважаемой организации аналогичные случаи рассматривались тысячами, а результат всегда был одинаковым: виноват и должен быть наказан тот, кто пошел на обгон слева.
Правда, в большинстве случаев сталкивались люди, стоявшие близко друг к другу на социальной лестнице. Например, токарь и слесарь или два предпринимателя средней руки, на худой конец – водитель деревенского грузовика с каким-нибудь главным менеджером. Но чтобы сцепщик вагонов прикоснулся к смертельному пике губернатора и не получил бы за это никакого наказания – такого не было никогда. Это действительно уникальный случай, возможно, даже в мировой истории. Если бы Россия жила, например, по законам Хаммурапи, считавшимся вершиной политико-правовой мысли высокой цивилизации древнего Вавилона, Щербинского уже давно бы казнили. И это воспринималось бы как справедливое воздаяние. Да что там Вавилон, ничем не лучше абсолютистская Европа или независимые Соединенные Штаты периода рабовладения. Даже в императорской России 150 лет назад Щербинского забили бы батогами до смерти.
К счастью, времена изменились. Но пока не настолько, чтобы дух правоприменительной системы всегда и во всем строго соответствовал букве наших современных демократических законов. Все-таки сначала Щербинского осудили, прокуратура старалась его «посадить», а судьи ей подыгрывали. Потребовались многочисленные гражданские акции и даже вмешательство влиятельной пропрезидентской «Единой России», чтобы с гражданином Щербинским обошлись так, как этого требует право и гражданское достоинство, а не напыщенное и пустое высокомерие бюрократической касты, совершенно необоснованно ставящей себя выше гражданского общества.
«Дело Щербинского» показало: гражданское общество в России существует. Во всяком случае, одного своего гражданина оно отстояло. Его имя – Олег Щербинский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции