Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Список русских женщин, ставших музами, женами и подругами многих великих мастеров западного искусства не может не удивлять: Гала Дали, Надя Леже, Ольга Хохлова, бывшая женой Пикассо до самой смерти и родившая ему первого сына, Лидия Делекторская, натурщица Матисса и его муза на протяжении 22 лет... сегодня к ним добавилось новое, прежде почти неизвестное имя - Ольга Смирнитская.
Впервые на русском языке вышла в свет книга венского музыковеда Томаса Фейгнера «Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».
История их любви - одна из самых печальных и роковых страстей ХХ века. Знаменитый композитор и дирижер часто бывал в России. Любимец публики, кумир женщин, сердцеед, баловень судьбы, он всегда боялся серьезных чувств, тем более нового брака. И вдруг - надо же, влюбился как мальчишка. Ольга была полной противоположностью богемы - скромная и очаровательная юная леди из порядочной семьи, послушная дочь строгих родителей и вот у ее ног, один из самых блистательных кавалеров Европы.
Эта любовь превратилась в морок для Штрауса.
Он буквально сходил с ума.
«Целовать твои волосы (девушка подарила Штраусу отрезанный локон) - мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время», пишет композитор в одном из писем. С другой стороны семья Ольги ёжилась от мысли, что их дочь свяжет свою жизнь с ветреным сердцеедом.
Кроме того, Ольга сама сочиняла музыку, и Штраус исполнял ее сочинения в концертах. У нее был незаурядный талант.
Но любовь сразу попала в тиски обстоятельств. Первой взбунтовалась семья Штрауса, его сыновья невзлюбили возможную невесту, они всегда поддерживали у Штрауса страх перед браком. Кроме того, родители девушки не могли поверить в серьезность намерений такой знаменитости.
Ольга покорилась судьбе. Она не умела бороться за свое счастье.
Уезжая из Петербурга, Штраус впал в отчаяние.
«На корабле люди смотрят на меня как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь».
В этом пассаже - на мой взгляд, - скрыт ответ на вопрос, почему именно русским женщинам удавалось пленять сердца гениев. Да потому, что они были идеалистками, презирали наживу, выше всего ставили творчество и обожествляли в избраннике только творческое начало. Это вдохновенное отношение к партнеру позволяло и Штраусу, и Пикассо, и Матиссу, и Сальватору Дали впадать в состояние творческого подъема и становиться сумасшедшими, свободными от всяких уз.
Кроме того, русские женщины иначе относятся к смерти, они принимают ее как божественный дар, и не боятся кончины.
Это качество всегда потрясает на Западе, ведь и Штраус и Пикассо и Дали больше всего не хотели быть буржуа.
Когда Дали встретил Галу, Елену Дьяконову, она была женой великого французского поэта Поля Элюара, (вот еще один пример к нашей теме), тем не менее, они влюбились в друг друга силой первого чувства. Но решающим штрихом для Дали стали слова Галы: убей меня! В этом вскрике не было ни капли фальши, она вверяла свою жизнь в руки любимого человека и с этим чувством прожила с Дали до конца своей жизни. Она умерла в 1982 году.
Прощаясь с женой, Дали велел построить самую необычную гробницу в мире. Склеп Галы и будущую могилу Дали соединял подземный проход.
Такой же энергией были исполнены и чувства Матисса. 90 (!) картин посвятил великий художник своей модели и вечной подруге Лидии Делекторской.
Творческий союз с русской музой всегда был залогом шедевров.
Пожалуй, только черт Пикассо (я черт, называл он себя, я все разрушаю) выудив из души Ольги Хохловой галерею картин, обрек на смерть собственное потомство. Их сын Поль спился, а внук Паблито покончил с собой в день смерти Пабло Пикассо. Вообще смерть буквально кружила вокруг Пикассо, - покончила с собой Тереза, ради которой Пикассо оставил Ольгу Хохлову, застрелилась его последняя жена Жаклин. Только Хохлова умерла собственной смертью, тут черт разрушения оказался бессилен. Кроме того, он не помышлял о разводе и официальной единственной женой Пикассо была все та же Ольга.
Картины Дали, Леже и Пикассо, книги Элюара, рисунки Матисса и музыка Штрауса перенесли души русских женщин на небо. А те в свою очередь даровали бессмертье своим избранникам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции