Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов.
Встреча президента России Владимира Путина с Советом законодателей, куда входят руководители законодательных собраний всех субъектов Федерации, в основной части была посвящена реализации национальных проектов. Такой акцент на встречах президента становится привычным. О подключении к реализации национальных проектов уже заявили организации бизнеса, профсоюзы, ряд политических партий, Общественная и Счетная палаты, обе палаты парламента, руководители исполнительной власти регионов. В правительстве за эти вопросы отвечает первый вице-премьер Дмитрий Медведев, в помощь ему создается новый департамент, который будет заниматься исключительно национальными проектами.
Все это лишний раз показывает, что реализация национальных проектов (в образовании, здравоохранении, жилищной сфере и сельском хозяйстве) является одной из самых главных российских внутриполитических проблем, и к ее решению государство стремится привлечь все доступные ресурсы.
Такое стремление не случайно. За годы рыночных реформ социальная сфера была почти полностью выведена из ведения предприятий, которые сосредоточились на собственной хозяйственной деятельности и максимизации прибыли. Это было шагом вперед, поскольку избавило главных действующих лиц российской экономики от несвойственных им функций, укрепило систему экономических стимулов, без которых эффективная рыночная экономика невозможна. Однако в то же самое время из социальной сферы начало уходить и государство. Главное – оно перестало регулировать по единым, прозрачным и всем понятным правилам процессы, происходящие в социальной сфере, отдавая это на усмотрение местных чиновников. А они, как это обычно бывает без должного контроля, часто рассматривали свою работу как прибыльный бизнес.
Частичная коммерциализация образования и здравоохранения, внедрение рыночных отношений в жилищной сфере имеют свои большие плюсы, определяя реальные потребности населения и стимулируя развитие бизнеса в социальной сфере. Однако полностью заменить государство в социальной сфере рынок не может. Этого нет ни в США, ни в западноевропейских странах, где частный бизнес весьма успешно освоил роль социального партнера государства и общества. Финансовая слабость и отсутствие перспективной стратегии очень долго не позволяли России выстроить эффективную социальную политику по нормальным западным образцам. И теперь, когда государство пытается отдать гражданам накопившиеся долги, выясняется, что эффективные механизмы реализации социальной политики новой России еще только предстоит создать.
Формально президент объявил о социальных приоритетах в 2004 году, в своем Послании Федеральному Собранию. Путин говорил о них и в следующем Послании, однако по-настоящему приступить к национальным проектам не удалось и тогда, хотя правительство получило несколько связанных с ними поручений. На этом примере хорошо видна слабость аргументации западных и внутренних критиков, обвиняющих российские власти в авторитарных тенденциях, путая их с эффективностью государственного управления. Очевидно, что в авторитарном государстве требования президента моментально были бы приняты как руководство к действию на всех уровнях. В России же этого не произошло. И тем более абсурдно видеть авторитаризм в попытках мобилизовать доступные ресурсы государства, гражданского общества и бизнеса для решения первоочередных социальных проблем, равно важных для Центра, регионов, муниципальных образований и подавляющего большинства населения.
На встрече с законодателями Путин констатировал, что в очень многих регионах происходит торможение национальных проектов, конкретно – в жилищной сфере. Причем «тормозят» муниципальные власти, отказывая потенциальным застройщикам по надуманным причинам: «у одного «прическа не та», у другого «цвет глаз не подходит».
Понятно, что речь идет о коррупции. Тяга к пресловутой «административной ренте», которую местные чиновники виртуозно научились снимать в период слабости государства, сильно мешает нормальному развитию России. Национальные проекты, кроме их очевидной социальной значимости, должны стать механизмом, который избавит Россию от произвола бюрократии. Подключение к социальной проблематике максимально большого числа государственных институтов и общественных организаций имеет в виду и эту важнейшую цель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции