Столетний юбилей подводный флот России отметил началом строительства стратегической атомной подводной лодки (АПЛ) четвертого поколения. "Владимир Мономах" – третий корабль из серии АПЛ нового поколения (проект "Борей") будет оснащен новым ракетным комплексом с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой "Булава".
Новая ракета "Булава" весит менее 50 тонн, что даже меньше чем "Тополь-М", и может иметь несколько ядерных блоков индивидуального наведения. "Известия" предполагают, что их будет не менее 10 штук, что позволит применить на "Булаве" принцип виноградной грозди - машина сможет индивидуально "развозить" боеголовки сразу по нескольким целям.
Предшественников "Мономаха", русских князей "Юрия Долгорукого" и "Александра Невского", планируется спустить на воду уже в ближайшее время. Вероятно, атомный подводный крейсер "Юрий Долгорукий" будет сдан ВМФ России в 2007 году: в настоящее время "князь" находится в 70-процентной готовности. Готовность "Александра Невского" эксперты оценивают как 50-процентную.
На сегодняшний день российские АПЛ третьего поколения проекта 971 типа "Акула" уже практически неразличимы в океанских глубинах для западных кораблей, отмечают "Известия". Появление кораблей четвертого поколения проекта 955, вооруженных самой современной стратегической ядерной ракетой "Булава" еще больше упрочит этот успех.
"Дело в том, что старт этих ракет происходит так быстро и стремительно, что система контроля космического пространства и ее дополнительный компонент, система предупреждения о ракетном нападении, обнаруживают этот пуск достаточно поздно для принятия каких-то мер противодействия", - поясняет военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.
Более того, начав полет по баллистической кривой, боеголовка "Булавы" вдруг может "провалиться" на траектории или совершить другой неожиданный противоракетный маневр, полететь к цели не по баллистической экспоненте, а "змейкой". Как, например, летит к цели российская сверхзвуковая морская крылатая ракета 3М-80У "Москит", или "Солнечный ожог". А приближаясь к заданной точке, она переходит на гиперзвуковой режим, и здесь любая система противоракетной обороны (ПРО), что создаваемая, что перспективная, бессильна.
Другой особенностью субмарин нового поколения является то, что "и лодки, и оружие, которое устанавливается на лодках, и ракетный комплекс - чисто российского производства". "То есть наша судостроительная промышленность сумела уйти от советской кооперации и создать российскую", - цитирует газета "Взгляд" слова Главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Масорина.
Наряду с многоцелевыми "Акулами" (проект 971) стратегические лодки "Борей" составят основу ракетного атомного подводного флота завтрашнего дня, сообщают "Грани.ру". Всего к 2010 году в составе ВМФ будет находиться 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и 10 многоцелевых атомных подводных лодок, а также 10 дизельных субмарин. В настоящее время подводный флот России насчитывает 55 подлодок, находящихся в строю.
В ближайшие десять лет Россия планирует полностью обновить морские стратегические силы. По словам главкома ВМФ, все закладываемые в настоящее время подлодки и надводные корабли обеспечены реальным финансированием.
Справка. 2 ноября 1996 г. в Северодвинске состоялась закладка первой (как в России, так и в мире) атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя "Юрий Долгорукий", традиционное для русских боевых кораблей 1-го ранга.
Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка корабля 955-го проекта (шифр "Борей") началась в ЦКБ "Рубин" под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 1980-х годов.
Водоизмещение подлодки составляет 24 тысячи тонн. Длина 170 метров. Может находиться на дежурстве или боевом задании в автономном режиме более трех месяцев. На вооружении будут находиться баллистические ракеты Булава-М, торпеды и зенитные ракеты самообороны.
Невидимые подлодки - ночные кошмары надводных кораблей
Новую подлодку класса "Кило" генеральный директор ФГУП "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров называет одной из лучших в своем классе не только в России, но и в мире. Помимо торпед субмарина оснащена еще и ракетами "Клаб" - самым грозным оружием современного флота. Ответственный сдатчик подводной лодки "Кило" Владимир Иванюсь в интервью программе "Вести" пояснил, почему "Кило" считают ночным кошмаром для любого надводного корабля: "Ракета стартует из-под воды, выходит на поверхность, набирает высоту, опускается и идет низко над водой на цель".
Для российского флота "Адмиралтейские верфи" сейчас строят новые субмарины четвертого поколения. Проект "Лада" по всем параметрам превосходит предшественников. Эти лодки будут еще меньше, еще маневренней, еще опаснее. Просто потому, что их вообще нельзя будет обнаружить. Невидимые лодки превратятся в "черные дыры" океанских глубин. "На нее ставится бесшумное оборудование и, действительно, собственные шумы лодки сопоставимы с шумами моря", - говорит Владимир Александров.
Лодку 4-го поколения класса "Амур" называют будущим отечественного дизель-электрического подводного флота: у нее примерно в два с половиной раза выше показатель дальности обнаружения. А это значит, что "Амур" раньше "увидит" подводную лодку противника и раньше ее уничтожит, поясняет телеканал НТВ.
В минувшем году "Рособоронэкспорт" продал России вооружений больше, чем на пять миллиардов долларов. Почти 60 процентов этой суммы — продажа военно-морской техники. Сейчас ею уже интересуются и в Азии, и в Африке, и даже в Южной Америке, сообщает телеканал НТВ.
Справка. Согласно указу императора Николая Второго от 6 (19) марта 1906 года, новый разряд (класс) кораблей - подводные лодки - был включен в классификацию судов военного флота. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок.
Несмотря на то, что уже в ХIХ веке в России было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых подводных лодок, предназначавшихся для обороны морских крепостей, отечественное подводное кораблестроение как одна из важнейших отраслей военного судостроения зародилась в нашей стране лишь а первом десятилетии ХХ века.
В 1904 году по проекту И.Г.Бубнова, И.С.Горюнова и М.Н.Беклемишева на Балтийском заводе была построена первая боевая подводная лодка "Дельфин". В том же году по проекту И.Г.Бубнова и М.Н.Беклемишева была заложена подводная лодка "Касатка". Во время русско-японской войны Балтийский завод построил пять таких кораблей.
Одновременно на Невском заводе строили шесть лодок по проекту американца Холланда. Еще три заказали в Германии (типа "Карп").
В октябре 1904 года во Владивосток по железной дороге были доставлены четыре подводные лодки, а к концу лета 1905 года во Владивостоке был сформирован отряд из десяти единиц под командованием лейтенанта А.В.Плотто.
Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило японцев отказаться от действий против этой русской военно-морской базы.
В настоящее время в распоряжении ВМФ находятся свыше 60 субмарин различных классов, из них 20 стратегических атомных подлодок с баллистическими ракетами. Подводный флот России по своему составу и возможностям является вторым в мире, уступая лишь США.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников